Выступление на учредительной конференции движения "ШКОЛА – НАШЕ ДЕЛО"
Российское образование до сих пор не выполнило своих функций – не привело к желаемым результатам.
Это произошло, прежде всего, по той причине, что в основу всего была положена нецелесообразная образовательная политика и был выбран неправильный вектор модернизации, или, говоря короче, концепция образования не была выстроена на научной основе. Поэтому все усилия направлялись не на сущностные вопросы, а на формальную, организационную сторону.
Любая политика, в том числе и образовательная, плодотворна, когда она формулируется на основе науки, а не волюнтаристских или каких-либо других соображений. Копировать опыт так называемых цивилизованных стран без учёта специфики своей страны, отвергнуть полностью опыт прошлого и начинать с чистого листа – недопустимо. Также нецелесообразно пытаться под лозунгом компромисса соединять несоедимое, прибегая к эклектике.
Требуется новая политика образования (методологические исходные положения / исходные базовые позиции / предпосылки / философия подхода к решению проблемы построения образования).
Основные положения предлагаемой политики.
1. Признать необходимость принципиального различения понятий «обучение» и «образование». Эти два феномена различны как по цели, так и по содержанию. Целью обучения являются знания, умения, навыки, в последнее время – компетенции (каждое из этих понятий до сих пор чётко не определено). Целью образования всегда является человек, точнее – его становление как индивидуальности. Содержанием процесса обучения служат... те же знания, умения, навыки, компетенции. Содержанием же образования является культура. Таким образом, очевидно, что, выстраивая Концепцию Российского образования, необходимо использовать именно этот термин, а не термин «обучение». Используя термин «обучение», мы невольно предполагаем, что субъектом является учитель, то есть человек, который учит, а ученик «подвергается» обучению, поскольку как субъект деятельности он исключен из процесса. Между тем, как справедливо замечено, учитель – не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. В процессе образования именно это и происходит: ученик становится субъектом образовательной деятельности, в узком смысле – субъектом учения.
Обучение имеет цену, образование же обладает ценностью, то есть оно бесценно. С прагматических позиций предпочтительно обучение, откуда и появилась пресловутая образовательная услуга, но гуманистическая политика предполагает образование.
2. Рассматривать образование как четырёхсторонний процесс, в котором имеют место воспитание, развитие, познание и учение. Необходимость единства сопряжённости и неразрывности этих процессов объясняется тем, что процесс образования проектируется как модель социализации, в котором воспитание, развитие, познание и учение всегда неразрывны и взаимообусловлены. Функционирование воспитательного, развивающего, познавательного и учебного аспектов создаёт четырёхмерное образовательное пространство, благодаря которому и происходит становление человека. Пространство – человечески уютное, культурно содержательное и мотивационно увлекательное.
Учитывая это, считать некорректным и непродуктивным использование словосочетаний типа: образование и воспитание, образование и развитие, образование и обучение и т.п.
3. Признать тестирование в рамках ОГЭ и ЕГЭ весьма ограниченным средством контроля – лишь адекватным средством контроля знаний и уровня овладения учащимися материалом, но не способностей, творческих возможностей, интеллекта учащихся, что требует других критериев.
Отказаться от Болонской системы по причине её принципиальной непригодности для подготовки профессионалов в сфере образования. Прежде всего это касается профессиональной подготовки учителя.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ
Управление есть деятельность, направленная на создание системы образования и оптимальное функционирование процесса образования.
Следовательно, можно с уверенностью сказать, что нет ни одного уровня образования, аспекта образования, элемента системы образования, который не являлся бы объектом управления.
Если говорить об уровнях системы образования, то высшим органом должно быть министерство, которое руководит процессом определения политики образования.
Далее следует уровень руководства образованием в регионах. На этом уровне могут вноситься коррективы в систему, связанные со спецификой региона.
Самым «низким» (точнее – близким к реализации) является уровень учительского мастерства. Именно в руках учителя находится судьба достойной реализации заявленной политики.
Конкретное управление начинается именно здесь, в процессе функционирования системы образования.
Управлять – значит правильно направлять деятельность системы, оправдывая доверие людей, честно справляясь с трудностями.
Управлять – не то же, что править, ибо управляющий – не правитель, не царь.
Управлять людьми надо по-человечески, пользуясь правилами личностного общения, справляя праведный суд, чтобы потом не пришлось ничего поправлять, выправлять, исправлять.
Если учитывать аксиологические принципы образования , то необходимо признать, что контроль в том виде, как он осуществляется сейчас (открытый контроль), занимает тотально неадекватное ему место. Проблема контроля должна быть заменена проблемой управления процессом достижения разных целей. Это снимет неприемлемую психологическую напряжённость и придаст контролю обучающий характер.
Обсуждение
wwww wwww 22 августа 2024 05:21
https://cloud.mail.ru/public/LE13/Hs9mktC8z
Юрий Никольский 27 мая 2020 21:08
Я исхожу из того, что кроме учеников и учителей в образовательном процессе детей участвуют родители. Я самостоятельно разрабатывал занятия с внуками (для примера можно посмотреть на https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/79416-osnovy-predprinimatelstva ). Эти же подходы я использовал для кружковой работы (бесплатно для желающих). Государство в лице министерства не помогало мне. У меня сложилось впечатление, что министерство занимается в основном контролем расходования бюджетных средств, а не образовательном процессом в целом. При этом министерство утверждает содержание занятий без учета даже того, что будет востребовано на рынке труда через 10-15 лет. Помощь родителям и руководителям дополнительного образования не считает своей обязанностью