Структура управления образательной организацией

29 мая 2021

Раз за разом сталкиваемся, что родители не понимают как по законам РФ устроено управление школой. Кто за что в ней отвечает и кто на что имеет право. Давайте разбираться.

Любая школа, независимо от формы собственности, является некоммерческой организацией (НКО). Деятельность НКО регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

У НКО обязательно есть учредитель (учредители), орган (органы управления) и исполнительный орган (органы).

В случае Государственного бюджетного образовательного учреждения (ГБОУ, ГАОУ, ГБПОУ) или Муниципального образовательного учреждения (МОУ, МБОУ) , которыми являются у нас в стране школы, детские сады и организации СПО, учредителями являются органы власти того города или области, на территории которых находится конкретное образовательное учреждение.

Полномочия учредителя образовательной организации указаны в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в статьях 8 и 9. Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования

Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны по закону обеспечить условия для реализации государственной гарантии на образование - создать образовательные организации, обеспечить запись в них детей, обеспечить эти организации зданием и финансированием, в том числе финансирование питания и дополнительного образования, обеспечение оборудованием, учебниками и учебными пособиями.

Структура органов управления непосредственно самой образовательной организацией содержится в статье 26 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая так и называется «Управление образовательной организацией».

По части 2 статьи 26 (Статья 26. Управление образовательной организацией) управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

К обязательным коллегиальным органам управления законом относятся общее собрание работников образовательной организации и педагогический совет, «а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации».

По части 5 статьи 26: Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), в соответствии с частью 3 статьи 26 273-ФЗ, является единоличным исполнительным органом образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

Кроме того, в образовательной организации для учета мнения участников образовательных отношений «и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников могут создаваться» советы родителей, советы обучающихся, профессиональные союзы обучающихся и (или) работников. Часть 6, пункт 1 и 2,  Статья 26 273-ФЗ.  

Полномочия каждого органа управления (общего собрания, педагогического совета, управляющего совета или иного органа), в том числе и полномочия руководителя образовательной организации подробно расписаны в уставе образовательной организации. Устав должен быть размещен на сайте в разделе Сведения об образовательной организации/Документы.

Если коротко пересказать аспекты полномочий разных органов управления, то общее собрание работников имеет полномочия обсуждать и принимать решения по всем вопросам, касающимся трудовых прав и трудовых отношений между работниками организации и руководством организации, в том числе коллективный договор, условия труда, условия оплаты труда.

Вопросы педагогического процесса и вопросы академических прав и свобод педагогов (Статья 47 273-ФЗ Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации, Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников) обсуждаются и реализуются через решения Педагогического совета образовательной организации (в вузе — ученого совета).

Все вопросы, находящиеся на пересечении прав и интересов разных участников образовательного процесса —  обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогов, администрации — решаются через Управляющий совет. 

Подробно полномочия управляющих советов можно увидеть в прикрепленном файле.

По уставам московских школ (они, как правило, абсолютно типовые) на первый взгляд может показаться, что Управляющий совет — это в основном совещательный орган, не имеющий достаточных полномочий для самостоятельного принятия решений. Однако в перечислении полномочий, кроме прочего, есть пункт п.3.5.16.21, в соответствии с которым в компетенцию управляющего совета входят «иные вопросы деятельности Учреждения, отнесенные законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы к компетенции Управляющего совета».

Эти «иные вопросы деятельности» указаны в Письме Минобрнауки России от 22.10.2015 N 08-1729 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования”).

Также в соответствии с данным письмом «Управляющий совет несет ответственность перед учредителем за своевременное принятие решений, входящих в его компетенцию. Руководитель образовательной организации вправе самостоятельно принимать решение в случае отсутствия решения управляющего совета в установленные сроки.

Учредитель вправе распустить состав управляющего совета, если он не проводит свои заседания в течение более полугода, или не выполняет свои функции, или принимает решения, противоречащие действующему законодательству Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативным актам органов местного самоуправления, решениям органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя образовательной организации, отнесенным законодательством к его компетенции...

В случае возникновения конфликта в содержании локальных правовых актов, издаваемых управляющим советом и руководителем образовательной организации, который не может быть урегулирован путем переговоров, окончательное решение по конфликтному вопросу принимает орган, исполняющий функции и полномочия учредителя образовательной организации.»

По отношению к обучающимся и родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся руководитель образовательной организации обязан обеспечивать соблюдение прав и интересов обучающихся и их родителей, обеспечить условия обучения, обеспечить безопасность нахождения обучающегося в образовательной организации, обеспечить реализацию образовательной программы в полном объеме согласно учебного плана, обеспечить качество образования выпускников школы. Ответственность по этим обязанностям отражена в Уставе в п. 3.2.6.

Кроме того, в соответствии с частью 3 и 4 статьи 30 273-ФЗ (Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения): 
3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством. 

4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.
Поделиться: