«ДЕТИ ЯВЛЯЮТСЯ ВАЖНЕЙШИМ ПРИОРИТЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ, ГОСУДАРСТВО СОЗДАЁТ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВСЕСТОРОННЕМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ” (Конституция РФ, новая статья 67.1)
Что общего между живописным местом на берегу реки Клязьмы в известном и любимом творческой интеллигенцией поселке Загорянский, шестнадцатью гектарами земли в заповеднике «Горки Ленинские» Московской области и территориями в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы?
Вероятно, их внушительная стоимость и престижное месторасположение - скажете вы. И будете правы! Но есть и еще кое-что, что объединяет эти земли: здесь располагаются здания общеобразовательных учреждений. А вернее располагались.
Фактически здания школ продолжают существовать, а практически их закрыли на долгосрочный ремонт. Даты окончания ремонтных работ в соответствующих документах обозначены, но на деле открытия обновленных зданий постоянно откладывается. Во всех трех случаях дети из закрывшихся школ вынуждены посещать школы по соседству (довольно относительному), что ведет к серьезным нарушениям качества условий образовательного процесса.
Прибавьте к этому новые санитарные правила от Роспотребнадзора в связи с эпидемической обстановкой в новом учебном году и вы поймете, что ученики и их родители находятся просто в катастрофической ситуации.
«Дети войны и ремонта»
Осенью 1940 года по решению Горисполкома было начато строительство специального здания школы номер 1 на улице Школьная в поселке Загорянский Щелковского района Московской области. В самый разгар строительства школы началась Великая Отечественная война. С началом войны многие строители ушли на фронт, но оставшиеся - с помощью учителей, родителей, учеников - возводили здание школы.
Вера Александровна Курашова – первый директор Загорянской неполной средней школы, проявила необыкновенную силу воли, твердость, самоотверженность в строительстве школы, личным примером вдохновляла всех. Она любила говорить: «Школа строится для будущего. Все равно мы победим! Как ни трудно, но школу построим и ребят учить будем!»
Школа открылась 23 февраля 1942 года, после кровопролитной битвы за Москву.
Спустя почти 80 лет, в мае 2019 года в школе № 1 ( МО, г. о. Щелково, д.п Загорянский) начался капитальный ремонт. Окончание ремонта было запланировано на 30 ноября 2019 года. Но позднее выяснилось, что выделенные для школы финансы (более 50 миллионов рублей) чудесным образом растворились.
После получения такой информации, в конце декабря 2019 года родители написали письмо губернатору МО господину Воробьеву, но обращение по известной схеме было переадресовано в администрацию города Щелково и Министерство образования МО. Оттуда пришли дежурные отписки. Работы по капитальному ремонту на данный момент в школе так и не завершены. И по факту не проводились.
Более того, есть серьезные опасения, что косметический ремонт пытаются выдать за капитальный. И родители учащихся, естественно, не разделяют необоснованного оптимизма Министерства образования Московской области, обещающего завершения всех работ за счет средств местного бюджета и открытие школы к 1 сентября 2020 года.
Весь прошлый учебный год дети Загорянской школы (даже начальная школа) учились во вторую смену в здании другой школы, а все занятия заканчивались в темное время суток. Здание Краснознаменской школы не рассчитано на количество учеников из двух школ. Здесь также отсутствует парковка и родители не могут безопасно подвозить и забирать детей. У учащихся отсутствует возможность добираться до школы пешком, т.к. рядом железнодорожный переезд, а автобусное сообщение только с пересадками. Многие родители были вынуждены уйти с работы, чтобы провожать и встречать детей.
И время у нас вроде бы мирное за окном, строители не на фронте, а с ремонтом дело не ладится… Школа, построенная в 1942 году - в страшное, тяжелое время, пала жертвой чиновников в год 75-летия Победы !
«Учиться, учиться и учиться!»
Школу «Горки» в 1920 году открыл Ленин, а Крупская в 1920-30-е годы была главным организатором и попечителем учреждения. Современные «Горки» последние несколько лет являлись заложником в войне за землю, на которой стоит здание школы, а это 16 гектаров. Школа «Горки» — не отдельно стоящее здание, её территория находится вблизи Музея-заповедника «Горки Ленинские». Здесь находятся несколько зданий: в целом больше десяти капитальных объектов. Среди основных — требующие ремонта здания начальной школы, интерната, в котором никто не учится, Музей истории школы — особняк XIX века и, наконец, здание средней школы, находившееся в относительно хорошем состоянии.
Родители учащихся полагают, что причиной закрытия школы на долгосрочный ремонт является именно 16 гектаров заповедной земли, которые имеют кадастровую стоимость 812 000 000 рублей.
Основанием для закрытия школы в Горках стал Приказ от 26.10.2018 № 152 тогдашнего и.о. министра Министерства просвещения России Т. Синюгиной с требованием приостановить деятельность ФГБОУ СОШ «Горки» на неопределенный срок, а также о переводе всех учащихся в другие учебные заведения, с обязательным написанием заявления «о добровольном отчислении» и о назначении нового и.о.директора школы (без учеников).
В октябре 2018 года было проведено родительское собрание, на котором представители власти склоняли всех родителей подписать добровольное согласие на отчисление своего ребёнка из школы. При том, что других школ, куда можно дойти или доехать на общественном транспорте, в районе просто нет.
Формально причиной закрытия школы стало предписание Роспотребнадзора от 25.10.2018 г. «О материально-техническом состоянии ФБГУ СОШ «Горки». Но Роспотребнадзор в своём предписании не требовал закрыть школу, он требовал лишь устранить нарушения.
Чиновники обещали, что школу откроют к 100-летнему юбилею учебного заведения, в 2021 году. Но прошло 2 года и никаких следов проводящегося там ремонта не видно. На то, чтобы обнести школу забором и нанять охрану, деньги нашлись (примерно 20 миллионов рублей), на проведение же ремонтных работ — нет.
3 сентября 2018-го учебный год был начат. Два месяца дети отучились и вдруг, без каких-либо предупреждений, со ссылкой на Роспотребнадзор, который в сентябре провёл очередную проверку всех зданий школы и в письме от 25 октября предписал устранить нарушения, Министерство просвещения закрывает школу. Почему чиновники, Роспотребнадзор, МЧС озаботились всем этим в разгар учебного года, а не в мае месяце? Ведь за лето можно было провести ремонт и все исправить! Дети были переведены в соседние учебные заведения, которые располагаются далеко, не в шаговой доступности.
«Третим будешь? За партой…»
В августе 2019 года в Басманном районе одновременно закрылись на ремонт два здания Московской школы №345 по следующим адресам: Елоховский проезд д. 1, стр.5 и Бауманская ул. д. 40.
Учеников школ распределили по разным учебным учреждениям без учёта мнения родителей. На классных (не общешкольных) родительских собраниях, проведенных в срочном порядке в конце августа 2019 года, представителями школы было объявлено в устной форме, что школу закрывают на год и ремонтные работы закончатся к началу 2020-2021 учебного года. Родителей поставили перед фактом за 5 дней до начала учебного года, что дети будут учиться в пяти разных школах, разбросанных по Басманному району.
До объявления в Москве режима самоизоляции на 23 января 2020 от руководства школы №345 и от директора Егоровой М.А в частности не поступило никакой официальной информации о ходе и сроках ремонтных работ. Их просто не проводили!
В прошлом учебном году ученикам 345-ой школы предлагались учебные помещения по остаточному принципу: актовые залы, коридоры, комнаты без столов, где ученики часто писали на коленках и портфелях, или размещались по три человека за одной партой. Уроки физкультуры проводились в цокольном, маленьком помещении с трубами над головой (многие ученики даже не могли стоять в полной рост), в котором дети страдали от духоты, жары и скученности. Учеников начальной школы разместили в помещениях детского сада ( 60 детей на 1 унитаз)
В школе учится большое количество детей из многодетных семей, которых разделили по разным зданиям. Зачастую, чтобы, например, отвезти и забрать детей 1 -ых и 5-ых классов, приходилось циркулировать между школами по автомобильным пробкам или добираться несколькими видами общественного транспорта (дорога могла занимать до 40 минут). Учителя также были вынуждены «мотаться» по разным школам, что не могло ни сказаться на качестве учебного процесса. Замены или отмены уроков стали обычным делом.
Что же остается делать? Вероятно, ждать, когда все-таки заработает новая редакция Конституции РФ, вступившая в силу 04.07.2020. Или наши дети, по мнению чиновников, должны уподобиться герою рассказа Льва Толстого и стремиться получить образование и «всестороннее развитие» преодолевая все препятствия как Филлипок? Тяга к знаниям, вероятно, должна перевешивать…
В статье использованы материалы с сайта "Закрытие Школы Горки Ленинские” : https://zen.yandex.ru/id/5be58e889713e500a97b4e6c
Фото: https://www.smolnews.ru/news/301605
Обсуждение