В апреле 2021 года ВЦИОМ (Всероссийский Центр исследования общественного мнения) по инициативе партии Новые люди провел опрос по исследованию востребованных сфер деятельности среди возрастных групп 12 – 60 лет.
Обсуждаем результаты исследования (Файл с отчетом по опросу прикреплен ниже).
Повестка:
* Опрос ВЦИОМ «Изучение общественного мнения граждан РФ по вопросам предпринимательской деятельности».
* Есть ли в школе место для воспитания самостоятельности?
* Общественные инициативы по поддержке подростков. ШКОЛА ДЕЛА в московских государственных школах.
Участники:
Иван Александрович МОРУЧКОВ, заместитель декана факультета бизнеса «Капитаны» в РЭУ им. Г.В. Плеханова, руководитель сети предпринимательских клубов для школьников «Школа дела».
Роман Владимирович КУЗНЕЦОВ, методист ГБОУ г. Москвы № 1985,
Артем Симонович СОЛОВЕЙЧИК, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», лидер движения «Школа — наше дело»
Обсуждение
Юрий Никольский 28 мая 2021 22:34
У меня есть особое мнение по затронутой теме сегодня. Я мог бы оказать помощь тем, кто реально хочет создать курсы для школьников. Я имел многолетний опыт, обучая бизнесу в ходе консалтинговых работ, о чем на моем сайте http://4plus5.ru/i_am.htm => Это те понятия, которые я давал студентам и руководителям в ходе консалтинговых работ. Свой курс для старшеклассников я изложил на https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/79416-osnovy-predprinimatelstva => Я готов к встрече для обсуждения, если возникнет желание обратиться к моему опыту. Тема встречи: мои возможности и целесообразность оказания помощи с моей стороны. Сначала надо определиться хотя бы с примерным содержанием учебы. В последующих комментариях излагаю свою позиции по некоторым аспектам, затронутым на сегодняшней всероссийской планерке.
Юрий Никольский 28 мая 2021 22:32
Обучить предпринимательству нельзя, но необходимо подготовить к предпринимательству. Можно ли подростку предложить начать бизнес с продажи пирожков? Можно, если хотим преподать урок, чтобы обучающийся на горьком личном опыте убедился в необходимости сначала получить уроки по основам предпринимательства, но этот прием я не стал бы применять. Предпринимательство требует знаний по психологии, экономике, бухгалтерии, рекламному делу и так далее. Каждый бизнес имеет свою специфику, поэтому стандартный курс реально создать лишь по основам предпринимательства. Я смотрел основные принципы, которые используются в некоторых бизнес-школах США. Они построены на проблемно-деловых играх. Поэтому даже для основ предпринимательства надо будет разрабатывать проблемно-деловые игры. Проблемно-деловые игры не сможет освоить массовый учитель, поэтому даже стандартный курс по основам предпринимательства можно будет рекомендовать лишь для дополнительного образования.
Юрий Никольский 28 мая 2021 22:31
Предпринимательство — это принятие решений. Решения может принимать только человек, способный к самостоятельным действиям. Чем решения в жизни отличаются от решений математических задач? Неопределенностью. Неопределенности сопровождают всю нашу жизнь. Поведению в условиях неопределенности обучает, в частности, литература, о чем говорится в статье о социальных сетях (https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/10287-roditelyam-nado-nezapreshchat-sotsseti-aobuchat-detey-pravilnomu-vnikh-povedeniyu). Современный бизнес из реального пространства переходит в виртуальный, поэтому методика для обучения предпринимательству должна предполагать использование интернета (http://truemoral.ru/rudchenko/index.html).
Юрий Никольский 28 мая 2021 22:30
Школа оценивает правильность ответа ученика, а в бизнесе нет однозначного правильного ответа. Для примера возьму первую попытку полета к Марсу. Промахнулись, так как для полетов в космосе вместо физики Ньютона нужно использовать физику Эйнштейна, а вместо геометрии Евклида нужен вариант из математики Лобачевского. В бизнесе ещё сложнее с использованием знаний и с выбором модели для расчетов. Неопределенность в бизнесе требует выбора и даже создание модели для принятия решений, о чем не учат в школе (о моделировании на http://4plus5.ru/4.htm).
Юрий Никольский 28 мая 2021 22:28
Предпринимательство — это в первую очередь оценка рисков, чтобы рассмотреть варианты решения для их снижения (риски не надо путать с математической теорией вероятности или с математической статистикой, где даются однозначные ответы). Для примера понятий рисков можно зайти на на → http://4plus5.ru/10_3_1.htm → Риски снижаются при наличии постоянной клиентуры — это очевидно. Риски снижаются за счет формирования структуры, где предсказуемы решения партнеров, клиентов, покупателей, а структурным связям в нашей стране мало уделяется внимания даже при получении экономических знаний. Хотя любые экономические расчеты верны только при определенных условиях, которые задаются в первую очередь пониманием структуры бизнеса с возникающими в ней рисками (одна из причин отсутствия экспорта от малого бизнеса, хотя в США более 80% экспорта от производителей малого бизнеса).
Юрий Никольский 28 мая 2021 22:23
Фактически обучаем подростков принятию решений. Но надо учитывать, что принятие решений всегда носит субъективные оценки, поэтому курс всегда будет предполагать умение преподавателя реагировать на учеников, которые будут предлагать свои решения, не укладывающиеся в рамки стандарта. Надо определиться с целями обучения, наметить ограничения по содержанию обучения, а после этого возможно приступать к созданию курса для подростков по основам бизнеса.
Юрий Никольский 28 мая 2021 17:42
Предприниматель зарабатывает только тогда, когда он способен удовлетворить нужды другого. Экономисты давно сформулировали, что цена формируется спросом и предложением, а не предпринимателями. Вот почему в демократических странах чиновник не скажет, что надо приструнить предпринимателя для ограничения роста цен. Воспитание предпринимателя — это формирование в нации гуманистических начал. Жизнь успешнее, если наши решения учитывают потребности и мнения других людей (https://nashedelo.ru/a/sotsializatsiya-cherez-osnovy-predprinimatelstva).