А в Госдуме знают из чего растет буллинг?

16 октября 2022 // Николай Архаров

В госдуме готовиться законопроект. Анонс того, что они собираются делать говорит о том, что это действия с негодными средствами

Восхитительно! Госдума взялась бороться с буллигом. Как? Да очень просто: штрафовать и карать, пострадавшим оказывать психологическую помощь. Это настолько поверхностно и «по хвостам», что встает вопрос: «А знают ли в Госдуме о том, что такое буллинг»?

Буллинг… Стоп, а откуда он взялся? Когда говорят о советском обществе и пытаются доказать, что в те времена тоже была травля, все время упоминают фильм «Чучело». Да, было, но настолько редко, что, когда фильм впервые вышел на экраны, он шокировал всех. Вроде, как и есть в жизни, но явно не в такой степени. Это в больше был фильм предостережение.

Сейчас, я бы привел фильм «Класс». И это уже не предостережение, это констатация факта: «И не такое бывает».

Итак, по уверению наших социологов, мы идем от темного тоталитарного подавления личности к светлому сиянию максимально развитых личностей. Откуда же буллинг?

Может быть из-за того, что мы брали за основу западные формы воспитания, а западное общество, это общество, тяготеющее к фашизму. Нет, это не объяснение.

Разрушение воспитания

Может быть потому, что мы разрушили традиционную систему воспитания, которая формировалась эмпирическим путем на протяжении нескольких сотен лет? Так это тоже не страшно, существуют научно обоснованные системы воспитания.

Мы и тоталитаризм из воспитания убрали. Никто не может воспитывать детей кроме их родителей. В соответствии со статьей 63 семейного кодекса «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами». То есть никто, ни учитель, ни психолог, ни Министр просвещения, ни Президент РФ не могут родителю и слово сказать поперек, как это было с Алисой Тепляковой.

И что родители? А они в жутком положении. Традиционного воспитания нет. Нельзя сказать: делай, так, потому что так принято. Нужно объяснять каждое требование. А что же научное воспитание? Родители не могут оканчивать вуз для того, чтобы воспитывать детей. Они не знают педагогику. Какой выход находят родители? Они идут по пути наименьшего сопротивления. Ребенок запищал, ему сразу грудь. Чуть постарше – телевизор, еще старше – смартфон. Результат: «Ему всего 5 лет, а я не могу с ним справиться», говорят родители. Сейчас идет волна отказа опекунов от приемных детей: не справляются с перевоспитанием. Через 2 – 3 года начнутся отказы от собственных детей, уже не будут справляться просто с воспитанием. Воспитание детей пугает молодых людей. Один из аргументов сторонников чайлдфри: «А как я его воспитывать буду»? Воспитание находится в состоянии «Крах».

Почему проблемы воспитания привели именно к распространению буллинга, а не к чему-то другому?

Неблагополучные семьи

Может быть дело в неблагополучных семьях? Там среда сплошного буллинга.

Да, дети из неблагополучных семей очень часто принимают участие в буллинге. Что такое неблагополучные семьи? Приведу сокращенный отрывок из моей статьи посвященной проблемам опеки «Опекаемые дети: откуда и куда. Честно и подробно».

«В России создан слой людей, который можно назвать «асоциальные семьи». Сейчас в него входят в основном люди с низким уровнем дохода, проживающие в неблагополучных районах.

Эта среда складывалась в 90-е годы, когда работу теряли целыми городами или районами. Заводы закрывались, население нищало. В это же время у школы отобрали право воспитания детей и отдали его родителям. А они оказались неспособны воспользоваться этим правом.

Попробуем кратко описать этот новый слой населения. Родители перебиваются случайными заработками: обычно это уборщицы, грузчики, подсобные рабочие. Зарплата практически всегда черная. Дефицит денег постоянный. Живут, как правило, в экономически неблагополучных районах. Жилье – малосемейки, двухэтажные дома постройки 50-х годов прошлого века, бараки, иногда квартиры, доставшиеся по наследству. Жилье запущено до безобразия: заходишь, и кажется, что тараканы сейчас развяжут шнурки на ботинках. Везде грязь, от вони нечем дышать. Долги по коммуналке исчисляются сотнями тысяч рублей. Свет и вода часто отключены.

В этой среде процветают пьянство, драки, наркомания, сексуальная распущенность. Кто, где и с кем живет, не всегда понятно. Массовые пьянки происходят регулярно. Семей как таковых нет: кто с кем проснулся, тот тому и супруг. Детей «воспитывают» в основном матери-одиночки. В основе воспитания лежит крик, оскорбление и побои детей. Наказания для них выбираются очень жестокие. Иногда детей воспитывают бабушки, дедушки, тети и дяди, иногда кошки или собаки. В основном дети педагогически запущены, у них наблюдается задержка психического развития. На старших детях лежит вся домашняя работа, воспитание младших детей, они как рабы.

В СМИ об асоциальных семьях говорят очень мало. Иногда на различных телевизионных ток-шоу можно увидеть представителей из этой среды, которых специально «выдернули», чтобы поглумиться над ними, удивить достопочтенную публику «очередным ужасом» и получить хорошие гонорары. Однако системные проблемы остаются за кадром».

Да, неблагополучная среда порождает буллинг, но это только часть проблемы. Буллинг наблюдается и среди благополучных детей.

Микрофашизм

Прежде, чем перейти к дальнейшему поиску причин остановимся на одном, пока еще достаточно редком явлении, которое я назвал «Микрофашизм». Ниже небольшая выдержка из статьи

«Сначала о фашизме: На первом этапе формирования этого явления выделяется какое-либо признак, различающий разные группы людей. К представителям «чужой» группы разжигается ненависть, презрение. Подбираются доказательства неполноценности представителей «чужой» группы. Ненависть происходит не от природной неприязни людей. Она формируется в интересах правителей, правящего класса, которые разжигают вражду, а потом сами больше всех в свои придумки верят. Искренне верят. Но ненависти, презрения и доказательства неполноценности недостаточно для полноценного фашизма. Требуется финальная точка. Тело фашизма. Это расчеловечивание. Что это такое? Представители «чужой» группы не воспринимаются как люди. Не арийцев можно сжигать в печи или травить в душегубках, китайцев можно сажать на наркотики, можно стрелять по школам, где учатся дети «ватников», индусам можно отрезать руки за малейшие провинности, сбитый на дороге нищеброд не достоин помощи.

Микрофашизм. Это удивительное явление состоит в том, что человек сразу «врастает» в тело фашизма. Для него мир делится на две группы: я и все остальные. К расчеловечиванию он приходит с другой стороны, он никогда в своей жизни не очеловечивал других людей. В «своей» группе он всегда был один. С рождения родители крутились вокруг него. То же самое происходило в детском садике. Родители заставляли всех крутиться вокруг «единственного и неповторимого». То же происходило в школе. Все, кто крутится вокруг микрофашиста в его сознании – рабы. Иногда рабы совершают бунт, пытаются что-нибудь запретить. Им это удается не всегда: они беспомощны перед детской истерикой. Маленький фашист может простить взбунтовавшегося раба и что-то выполнить. Чаще он не прощает, но не может наказать раба по заслугам, потому что просто физически слабее. И вот наступает момент, когда раб ведет себя из ряда вон. Например, отбирает смартфон. А фашист уже подрос, или под руку ему попало что-то подходящее. Он просто убивает раба. Забирает смартфон и садится на труп продолжать игру. Ай-ай-ай, как же так? Любимый папа или любимая мама? А папы и мамы, не было в жизни микрофашиста. Не было совсем. Любить можно только членов своей фашистской группы, а в данном случае, только себя».

В коллективе такие дети либо «достают» всех до такой степени, что становятся объектом буллинга (в этом случае может появиться жестокая месть), либо сами травят других детей или учителей.

Эгоизм

Как только начинаешь говорить об эгоизме, тут же слышишь: «Каждый человек эгоист. Эгоизм – это стимул к развитию». Такая манипуляция. В каждом человеке есть эгоизм и альтруизм. Только вот соотносятся эти качества у разных людей по-разному. У советских людей, чисто условно, в среднем было 75 % альтруизма и 25% эгоизма. Это плохо. Личность действительно ущемлена. В идеале 50% на 50%. Мы воспитываем поколение, у которого, условно, 5% альтруизма и 95% эгоизма. Если раньше коллектив довлел над личностью, то теперь личность пытается встать над коллективом. И в этой борьбе она, личность, готова на все. Такое понятие, как «коллективизм» почти исчезло. Мы докатились до такой степени, что со взрослыми дядями и тетями приходится проводить тренинги по командообразованию. Эти дяди и тети с удовольствием выполняют задания, которые раньше использовали в детских садиках. Смешно. Без этих тренингов сотрудники не могут сосуществовать в коллективах. Да и с этими тренингами коллективы больше похожи на скорпионов в и фаланг в одной банке, чем на коллектив соратников.

Некоторые люди говорят, что законопослушное поведение выгодно индивиду, и поэтому эгоист в собственных интересах будет законопослушным. На самом деле, единственный закон, который влияет на поведение это совесть. Читайте «Приключение Незнайки в Солнечном городе» Н Носова., глава 12 «Как Незнайка разговаривал со своей совестью». От всех остальных законов и правил можно попытаться увернуться, что эгоисты и делают. А совесть нужно воспитывать с малых лет. Именно гиперэгоизм становиться базой для травли в школах, но эгоист – это самый лучший потребитель, поэтому наше воспитание направлено на генерацию эгоистов.

Система воспитания

Депутатам Государственной Думы стоило бы прийти в школу и в качестве простого человека посидеть на уроке, на задней парте, посмотреть, что твориться на переменах. Так, с недельку. Они бы увидели результаты своих реформ, в основе которых лежала мысль, случайно высказанная Андреем Фурсенко: «главная ошибка советской школы в том, что она растила человека-творца, а задача современной школы в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя». Идеальный потребитель – это гиперэгоист. И дальнейшие оправдания г-на Фурсенко неправдоподобны. Никто же не поверит, что министр образования и науки РФ не в состоянии понятно выразить свою мысль. Он сказал то, что сказал. Депутаты увидели бы результат того, что права всех, кто воспитывает ребенка: учителей, психологов, воспитателей отобраны и полностью отданы родителям.

Они бы увидели, как дети в первом классе кричат на уроках, как берут чужие вещи одноклассников и учителей считая их своими, как требуют от учителя быть только с ним, как оскорбляют всех вокруг, как бьются в истерике на полу, когда что-то не по их, как лупят всех подряд тем, что под руку попадется. Может депутаты послушают родителей, когда они запрещают учителям любое педагогическое воздействие в отношении их ребенка, требуют хороших оценок, больше внимания к своему чаду, в первом классе требуют вытирать попу своему ребенку. Да, и такое бывает. Фамилию, родителей говорить не буду. Могу познакомить с учительницей. Она долго в себя прийти не могла.

Я не ругаю родителей, я им сочувствую. Их предали, оставив без единого инструмента воспитания. У нас отсутствует система воспитания от 0 до 3 лет. После этого приходится перевоспитывать. Как перевоспитывать родители тоже знают.

Зато те, кто оказывает колоссальное воспитательное воздействие на детей остаются в тени.

В свое время книга «Два капитана» Вениамина Каверина повлияла на судьбу многих мальчишек. Кто-то связал свою жизнь с морем, а кто-то с авиацией, например мой отец, который всю жизнь прослужил в военной авиации. Значит работает. Сейчас все открещиваются от воспитательного воздействия своей продукции.

А мы ничего, мы только информацию даем говорят СМИ и заваливают слушателей / зрителей информацией об одних преступлениях. За это же много денег платят. Кому интересны комбайны в поле? Рекламы не будет. Дети слышат только о нарушениях закона, это становиться обыденной нормой, положительных примеров очень мало.

А мы что, мы только развлекаем, говорят масс медиа и выливают потоки вульгарности и цинизма на голову слушателей / зрителей. Только «я хочу» и рвись к красивой жизни любой ценой. Кровь рекой. За один год ребенок видит на экранах несколько тысяч примеров жестокости и убийств, приедается. Он и в жизни никого не жалеет. Непонимание последствий того, что он делает поголовная. Роль искусства огромная. Анестезия сковородкой стала кинонормой. А кто-то рассказывает о том, как проявляются последствия ушиба головного мозга в течении всей жизни? Безразличие к другим людям становится нормой поведения.

А мы что, мы только услуги связи говорят создатели интернет-продукции…

Госдума все делит воспитательную работу между родителями и школой. А, не побоюсь этого слова «воспитательная индустрия» остается как бы ни при чем. И трогать ее нельзя: там деньги. Воспитательная линия государства не обязательна для всех. Вот Вам и буллинг.

Все воспитательные программы, официально созданные за последнее время представляют из себя набор целей, перечень мероприятий и список документов по воспитательной работе. Фор-ма-лизм. Формализм идет в ответ: на доске написали тему «воспитательного» занятия. Сделали фотографию класса на фоне этой доски. Отправили фотоотчет. Как аукнулось, так и откликнулось. Формализм, как кислота, разъедает все. Разъест и систему воспитания. Немного об этом написано здесь.

Вывод

· Министерство просвещения пытается создать систему противодействия буллингу с использованием наказания. Это приведет к сокрытию фактов школами. Данные действия не устраняют причины появления буллинга.

· Предлагаемая психологическая помощь не устраняет причин буллинга. Это явление будет прогрессировать.

· Конкретных причин буллинга в Госдуме не знают.

· Заказать реальные научные исследования негде, так как право педагогической истины в последней инстанции присвоило себе Министерство просвещения. Отношение министерства к воспитанию видно по результатам дел его.

· Возвышение личности над коллективом, ублажение этой личности привело к опасному перекосу во взаимоотношениях людей. Одним из проявлений этого стал буллинг.

· Без реальных научных социально-психологических исследований и внедрения рекомендаций ученых в жизнь искоренить явление буллинга невозможно. В ближайшее время эти действия никто проводить не собирается.

· Буллинг – слишком «мощное» явление и оно не по зубам нашей Государственной Думе. Оно принимает решение с негодными средствами.

Что нужно делать?

· На высоком научном уровне скрупулезно изучать коренные причины появления буллинга.

· На основании рекомендаций менять поведенческую модель граждан общества, на достижение которой должно быть направлено воспитание.

· Возложить обязанность воспитания детей и ответственность за результаты не только на родителей И школу, но и на всю «воспитательную индустрию»

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Другие публикации автора

Поделиться: