«ШКОЛА – НАШЕ ДЕЛО» – новое общественное движение родителей и учителей России, которое возникло совсем недавно, но уже сейчас к нему присоединились родители и учителя 187 российских школ и 18 организаций дополнительного образования из разных регионов, а также межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель».
Учредительное собрание нового движения состоялось 22 марта в Москве. Свои приветствия участникам прислали руководитель «Справедливой России» Сергей Миронов, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Выступили лидер Общественного движения «Гражданская солидарность» Георгий Федоров, депутат Московской городской думы Елена Янчук, депутат Государственной думы Олег Шеин, популярная телеведущая и общественный деятель Татьяна Лазарева, а также сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
Лидером организации был избран главный редактор Издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик. В своем интервью «Вестям образования» он рассказал о том, как возникла новая организация, какие у нее цели и задачи, кто поддерживает это начинание.
Интересно, что в учредительном собрании приняли участие ровно 49 человек. Веяние времени. На день собрания в Москве работало правило, ограничивающее любые собрания количеством до 50 человек.
– Артем Симонович, почему вдруг сейчас вы решили объединить учителей и родителей? И чем ваше объединение отличается от профсоюзов или других союзов?
– Мы ощущаем нарастающее недовольство родителей, учителей и учащихся школьным администрированием, тем, как школы управляются. Диалог между родителями и управленцами не складывается, решения школьных Управляющих советов и Советов родителей не принимаются во внимание. Из-за этого падает качество образования, ухудшаются условия обучения, нарушаются права педагогов и детей. И мы понимаем, что винить в этом только директоров школ – все равно что искать стрелочника. Образовательная политика последних лет, ведомственное управление образованием было направлено на отчуждение родителей от школы (управляющие советы существуют в большинстве своем для галочки), учителей – от содержания образования (через т.н. единый учебник и вообще единообразное содержание образования), а директора школ превратились в послушных винтиков системы. Стороны не слышат друг друга, нет системы обратной связи, всякое инакомыслие убивается на корню, а иногда и в период расцвета – как это было со школой Щетинина.
Прежде единичные случаи отсутствия конструктивного диалога между родителями и администрацией школы в последнее время стали лавинообразно перерастать в массовую ситуацию неудовлетворенности родителей существующей системой управления образованием.
От компетентности директора, его установок по отношению к детям, его готовности к диалогу между всеми участниками образовательного процесса, его умения строить открытую для всех повестку развития школы зависит в школе многое, если не все. Включая также и возможность для учителей быть самостоятельными творцами современной педагогики.
Замечательных директоров, директоров открытого диалога для совместного выстраивания школы вместе с детьми, учителями и родителями не может быть много. Это нормально. Чтобы таким стать, нужно серьезное внутреннее стремление и поддержка со стороны ведомства. Ненормально то, что в последние годы образовательная система не только не поддерживает таких директоров, не только не вступается за авторскую позицию педагога-директора, без которой школа не может стать современной, но наоборот, под разными предлогами прессует именно таких директоров, присылая на их место «удобных», забюрократизированных и все более некомпетентных. Все нагляднее результаты отрицательного отбора.
Общественность уже давно волнует ситуация в школе имени А.Н. Тубельского, где в течение последних трех лет поменялось несколько руководителей, фактическая ликвидация легендарной школы Михаила Щетинина, случай с принуждением к увольнению директора Давора Тубы и множество других фактов, свидетельствующих о стремлении руководства образованием в разных регионах причесать все школы под одну гребенку. Образовательная политика, основанная на представлениях вышестоящих инстанций, польза которых неочевидна для общественности, пренебрежение традициями школ, стремление буквально уничтожить любую школу с собственным лицом, с уникальным укладом, неподотчетность руководителей родителям и учителям – вот далеко не полный перечень причин создания нашего объединения.
Система выводит из игры сильных руководителей школы, повсеместно закрывает авторские проекты, унифицирует школы под устаревшие педагогические пережитки, что с особенной очевидностью проявилось в неготовности школ к переходу на массовое дистанционное образование.
При существующей политике в области образования школа не стала и никогда не станет современной. Конференций, правильных слов и правильных указаний недостаточно. Нужна самостоятельность, вера в себя, вера в других, понимание, что все мы разные и нет единого ответа на все вопросы. Без сотрудничества и доверия ничего не получится.
Поэтому родители и учителя решили объединиться – создать объединенное движение, чтобы совместными усилиями защищать право детей на достойное образование. В нашем движении родители и учителя не противостоят друг другу, действуют совместно.
– Кто еще поддерживает движение и как в него можно вступить?
– Нам многие звонят, пишут, заявляя о своем намерении присоединиться. Сейчас как раз разрабатываются формы участия. Но мы также понимаем, что не должны впадать и в другую крайность – считать, что и в нашей родительской или учительской среде есть ответы на все вопросы. Взаимное обучение – еще одна важнейшая задача нашего объединения, нашего движения, которое открыто для всех родителей, для всех учителей.
– Почему у движения именно такое название?
– Название «Школа – наше дело» не случайное. Очень часто в ответ на запросы родителей или педагогов ведомственные чиновники прямо или косвенно отвечают: – Это не ваше дело. Мы устали от такого отношения. Мы объединяемся для конструктивного диалога всех участников образовательного процесса во имя интересов наших детей, учителей, школы в целом, оказавшихся заложниками фактической монополизации власти в образовании одной корпорацией.
Мы должны ясно и прямо заявить о том, что образовательная политика, построенная тотально на контроле и надзоре – неприемлема, что ключевым принципом любых образовательных стандартов являются условия для образования, а не требования к ребенку и учителю, что многообразие, вариативность, свобода учителя – ключевые гарантии для того, чтобы дети росли свободными и счастливыми.
Нашу стратегическую цель я бы сформулировал так: обеспечить высококачественное образование наших детей на основе нашего – гражданского – заказа. Один из способов достижения этой цели – влияние на систему управления образованием через надежную, а не опять же «удобную», обратную связь.
Важно, чтобы голос родителей и учителей был услышан и принят государством. Государство ставит перед образованием высокие цели и ориентирует школы на высокие рейтинги, основанные в том числе на результатах ОГЭ и ЕГЭ. Но представители власти давно не задавались вопросом, насколько нужна самим детям такая система, ориентированная на показатели, за которыми как раз детей-то уже и не видно. В большинстве случаев дети исчезают за цифрами в безразмерных учебных комплексах. Качественное гуманное управление гигантскими школами по силам лишь совсем уникальным директорам с огромным педагогическим опытом. Таких – по пальцам пересчитать.
Мы, родители и педагоги, хотим, чтобы с нами разговаривали на понятном всем языке, чтобы бережно относились к каждой школе, каждому педагогическому коллективу, каждому учителю и абсолютно к каждому ребенку. То, что создается годами кропотливым трудом наших педагогов, легко разрушить и очень трудно потом восстановить. Мы будем добиваться реального участия всех участников образовательного сообщества в выборе кандидатуры при назначении руководителя школы и, что не менее важно, его полной подотчетности не только перед учредителем, но и перед педколлективом и родительской общественностью.
В ближайшей перспективе мы планируем:
– сбор достоверной информации о качестве образования в школах, дошкольных учреждениях, организациях дополнительного образования и организациях средней профессиональной подготовки.
– сбор достоверной информации об условиях осуществления образовательной деятельности и соблюдения существующих норм и правил, действующего законодательства.
– проведение независимой экспертно-правовой оценки ситуаций в учреждениях образования.
– юридическую и экспертную поддержку родительской и учительской позиции в целях защиты интересов детей и педагогов.
Мы должны твердо заявить о своей поддержке школам со сложившимся укладом, ценность которого разделяют педагоги и родители, взять под защиту новаторство, остановить безумное преследование ростков свободы в образовании.
– Как вы оцениваете полномочия своей организации?
– Создавая движение, мы, родители и учителя, убираем посредников в разговоре с образовательной властью всех уровней. Да, благодаря объединению мы сможем в том числе посылать запросы и на имя министра просвещения Сергея Кравцова, и в адрес региональных министерств, и ожидать в ответ конструктивных действий, выхода на диалог, а не отписок, которые мы научились распознавать за канцеляритом и даже за красивыми словами.
Появляется институт, куда может обратиться любой учитель и родитель и найти понимание. Мы создаем институт прямого обращения к власти. Многие существующие общественные и профсоюзные объединения дискредитировали себя слабовольностью или даже смычкой с чиновниками. В новом Движении речь идет не о просьбах, а о требованиях. Речь идет о главном требовании – понимать детство как особую зону действия человеческих, а не античеловеческих законов, которыми грешит взрослый мир.
Я верю, мы многого добьемся, если заявим о единстве родителей, педагогов, разумных администраторов, ученых и экспертов, журналистов и общественных деятелей, для которых воспитание детей с чувством собственного достоинства – главный мотив для объединения.
P.S. Сейчас создан Координационный совет для подготовки манифеста и программы движения «Школа – наше дело».
В Фейсбуке по хэштегу #школанашедело можно найти группу «Школа – наше дело» и ее публикации. Аналогичные аккаунты в ближайшее время появятся в Инстаграме и других соцсетях. Со всеми вопросами по присоединению к движению, а также по общественной, экспертной и юридической поддержке по конкретным проблемам вашей школы можно обратиться в эту группу или на почтовый адрес info@nashedelo.ru
В октябре-ноябре текущего года планируется провести Всероссийский съезд движения «Школа – наше дело».
Обсуждение
wwww wwww 22 августа 2024 05:23
https://cloud.mail.ru/public/LE13/Hs9mktC8z
Юрий Никольский 11 июля 2021 14:48
Выделяю: «Замечательных директоров, директоров открытого диалога для совместного выстраивания школы вместе с детьми, учителями и родителями не может быть много. Это нормально».
Надо изменить систему образования, а тогда станет нормой, что таких директоров много. Изменится организация системы образования, то появятся мотивации, побуждающие директоров, учителей, родителей, учеников вступать в диалог для повышения качества образования, для соответствия обучения динамике развития общественных отношений для успешной практической деятельности.
Влияние на реорганизацию организационных структур — одна из задач движения «Школа — наше дело»?
Об этом в статье «Организация обучения должна соответствовать организации труда» (https://nashedelo.ru/a/organizatsiya-obucheniya-dolzhna-sootvet-stvovat-organizatsii-truda).
Заира Гурцкая 04 июля 2020 12:48
Родимтели впихают своих детей в чужие руки,вот какой результат получили,этого не хватает?