Еженедельная Всероссийская планерка родителей и учителей № 14
8 октября 2020 г. состоялась четырнадцатая Всероссийская планерка родителей и учителей. Тема планерки: «Вторая волна удаленки. Кризис общий, проблемы частные. Школа взаимопомощи для родителей и учителей».
На обсуждение были вынесены следующие вопросы:
- Новая реальность — новая «нормальность». Текущая ситуация в школах страны.
- Ключевые проблемы в отношениях ученик — родитель — школа на дистанционке.
- Источники поддержки родителей.
- Самостоятельность — ВСЕОБУЧ XXI века.
- Родительско-учительская программа воспитания самостоятельности у наших детей.
Участники встречи:
Михаил Маркович Эпштейн, директор частной школы "Эпишкола", руководитель Института альтернативного образования им. Януша Корчака, г. Санкт-Петербург;
Артем Симонович Соловейчик, лидер Объединенного движения родителей и учителей «Школа – наше дело», главный редактор Издательского дома «Первое сентября»; модератор встречи.
Посмотреть запись планерки можно
- на сайте Движения «Школа – наше дело»
- на сайте ИД «Первое сентября»
- на YouTube-канале
- на странице в Фейсбуке
Новая реальность – новая «нормальность». Текущая ситуация в школах страны
Михаил Эпштейн
Опыт весеннего ухода на карантин подтвердил новую старую истину, что хорошее, качественное образование случается там, где есть доверие между школой, родителями, детьми. Если родители нам доверяют, готовы потерпеть, готовы подстроиться, когда педагоги знают, что им доверяют, а не проверяют, и они всячески пытаются сделать, чтобы было удобнее детям, и когда дети находятся не между двумя силами – родителями и школой, – а понимают, что взрослые договариваются, чтобы детям было удобнее, уютнее и качественнее жить, то тогда получается хорошее образование.
Наш весенний опыт показал, что только там, где есть доверие, там есть образование. Только благодаря доверию такие сложности мы смогли преодолеть и создать возможности качественного образования, насколько это было возможно в условиях удаленки.
История отношений очень важна.
Как нам установить доверие? Как сделать так, чтобы родители помогали детям, а не шугали их? Как сделать так, чтобы учителя относились с доверием к учителям и школе, а не боялись эту школу? Вот это главные вопросы. Главные педагогические вопросы.
Что проявилось в пандемию?
Михаил Эпштейн
Мы не можем спорить с природой. Нужно пытаться наладить в изменившихся условиях по возможности нормальную жизнь.
Важно, чтобы установились хорошие личные отношения учителей и детей. Если такие отношения установились, то легче уходить в онлайн. Если мы встречаемся только в онлайне, не видя и не зная друг друга, конечно, будет сложнее. Если школа живет человеческой жизнью и отношения устанавливаются, тогда какое-то время пережить в онлайне можно вполне по-добрососедски, и даже качественно.
Артем Соловейчик
Исследователи изучают факторы успешности ученика в сценариях работы учителя с классом. Выявлено, что основных факторов четыре: способности, обстановка в доме/отношения с родителями, самостоятельность, желание учиться. Именно эти четыре фактора учитывают учителя, выстраивая сценарии обычной работы в классе.
После пандемии факторы перераспределились: самостоятельность, обстановка в доме/отношения с родителями, способности, желание учиться. На первое место выходит самостоятельность. Выяснилось, что учителя, которые стали ориентироваться на самостоятельность, справились с ситуацией лучше. Опора на самостоятельность дает очень сильный эффект.
Михаил Эпштейн
Меня очень удивило, что желание учиться оказалось на четвертом месте.
Мне всегда казалось, что задача учителя – возбудить в ребенке любознательность, желание узнавать новое. Если у ребенка есть желание учиться, то дальше его уже сложно остановить. А наличие навыка самостоятельности просто позволяет ему выйти на самостоятельную траекторию.
Уход детей в онлайн во многом успешен, если у детей был навык самостоятельной работы. Если этого навыка не было, то тогда нужны родители, которые будут помогать ему дома. В школе отсутствие этого навыка может компенсироваться групповой работой, влиянием учителя, общей ситуацией. Я плохо понимаю, как можно без желания учиться долго находиться самостоятельно у экрана компьютера. Только, видимо, если есть внешние факторы, например, вдохновляющие родители. Вопрос: чем вдохновляют ребенка на обучение? Когда ребенок в классе, он может заряжаться от внешней энергии ребят, которые желают учиться. А когда он сидит у компьютера один, эта энергия, конечно, ослабевает. Что будет его удерживать у компьютера? Что будет мешать ему выключить компьютер и от экрана отойти?
Артем Соловейчик
Если при проведении урока на дистанционке ориентироваться на самостоятельность, то выясняется, что в классе есть 5-6 человек, которые все делают сами. Большое количество детей выполнят задание с родителями. И всегда есть 5-6 детей, которые не сделают – ни с родителями, никак.
В этом смысле свой 6-часовой день я могу построить по-другому. Сначала сделать вводную, дать задание: кто делает сам, а кто с родителями. А остальные пять часов разделить по часу на тех детей, которые не сделают ни сами, ни с родителями.
Михаил Эпштейн
Хороший ход. Один из шагов к желанию учиться – когда ребенок чувствует, что он сам что-то сделал и у него получилось, то на этом желании успешности собственной желание учиться будет дальше развиваться. Если удастся научить «неуспешного» ребенка быть хоть немножко самостоятельным, хоть один шаг сделать самому, то через самостоятельность можно дальше культивировать желание учиться.
Артем Соловейчик
Удаленка дает возможность проводить по часу с такими детьми один на один. Эффект такой, что многие стали «переводиться» в самостоятельных и способных. Учитель может теперь не только с такими детьми по часу заниматься, а выбирать, с кем ему по часу проводить. По разным причинам: например, кто-то очень продвинутый, с ним можно час провести по-другому. Выяснилось, что удаленка в начальной школе при таком подходе дала возможности, которые не дает работа в классе.
Когда один на один сила контакта возрастает.
Конечно, это не решение всех проблем.
Самостоятельность
Артем Соловейчик
Пандемия показала – а это было известно и до нее, – что, может быть, школа должна прилагать гораздо больше усилий, или даже сделать центральной задачей воспитание самостоятельности детей. Если бы мы на это потратили силы в первом, втором, третьем классе, даже откладывая результаты чисто учебные, то сейчас мы имели бы другое поколение учеников, которые самостоятельно умеют распоряжаться временем, распоряжаться своими внутренними усилиями, своими ресурсами, самостоятельно могли бы ставить перед собой задачи, самостоятельно могли бы оценивать то, что у них получается…
У нас в образовании произошла революция в педагогических обстоятельствах: века и века было одно, и вдруг стало совсем другое.
Условия воспитания стали хуже, если целью воспитания является послушание. Условия воспитания сильно улучшились, если целью воспитания является самостоятельность.
Если всеобучем ХХ века была ликвидация безграмотности, то всеобуч ХХI века – это воспитание самостоятельности.
Если получится, такую школу мы хотим сегодня запустить – для педагогов и родителей.
Михаил Эпштейн
Самостоятельность, умение самоопределиться и желание что-то делать – это ключевые истории для развития ребенка, и тем более для обучения. Большая проблема для взрослых в истории с самостоятельностью – это научиться терпеть и делать паузу. Если мы хотим, чтобы ребенок чего-то захотел, нужно какое-то время, чтобы у него это желание появилось. Если мы хотим, чтобы ребенок стал самостоятельным, надо потерпеть, чтобы он сам начал что-то делать. А нам, взрослым, хочется, чтобы он как можно быстрее узнал что-то, чтобы мы как можно быстрее увидели результат нашей работы, и мы, не дожидаясь от него вопроса, сразу начинаем ему что-то рассказывать. Не давая ему времени на некоторую ошибку, начинаем ему сразу что-то диктовать. Не давая ему возможность увидеть свою ошибку, сразу ее исправляем.
Нужно терпение. Нужно дать ребенку возможность уйти с урока с вопросами, а не обязательно со всеми ответами. Этот навык, который мы, взрослые, попробуем в себе воспитывать, будет способствовать развитию самостоятельности у детей.
Артем Соловейчик
Мы очень торопимся, чтобы дети стали «правильными» изначально. Мы боимся, что в результате нашего терпения, готовности дать им самим решить и выбрать, самим оценить свой выбор, ребенок не сдаст ОГЭ или ЕГЭ, не поступит в университет, не получит сразу те блага, которые мы ему желаем…
Все наши бесконечные страхи и лишают возможности наших детей – людей – личностей делать свой выбор.
Дети не приобретают опыт «само-делания», «само-решения», не приобретают опыт, как брать на себя ответственность. Мы не даем возможность пройти свой собственный путь.
Михаил Эпштейн
Резонно напрашивается вопрос: что делать в такой ситуации учителям, если у них самих нет возможности проявить самостоятельность, если нет возможности обучиться, как воспитывать самостоятельность в детях.
Артем Соловейчик
Мы понимаем, что у взрослых есть возможность стать самостоятельным, иногда вопреки обстоятельствам. У детей этих возможностей гораздо меньше, чем у взрослых. Но, с другой стороны, дети пока менее зависимы, в том смысле, что у них есть больший зазор для своей собственной жизни.
И, может быть, если бы мы все вместе эту методику врастания в самостоятельность дадим детям, вместе переживая ее, может быть, мы чуть-чуть сдвинемся в эту сторону. Важно, что мы начинаем осознавать ценность этого. Мировые исследования показывают, что в условиях удаленного образования, самостоятельность становится главным фактором успешности детей.
Опыт прошлого
Артем Соловейчик
С сентября 1970 по май 1971 года проводился опыт. Что было? В журнале «Пионер», который выходил миллионными тиражами и который читали все школьники страны, был предложен эксперимент «Учение с увлечением». Эксперимент, помогавший полюбить учение. Симон Соловейчик предлагал в журнале ученикам некоторые опыты над собой по увеличению своего желания учиться, по выращиванию в себе любви к учебе. Дети проводили эти опыты над собой и писали отчеты в редакцию журнала – что у них получается, а что не получается. В редакцию приходили мешки писем. Такая была обратная связь. Тут же формировалась следующая задача. И так был пройден большой путь, который сложился в книгу «Учение с увлечением» (1976). Книга стала абсолютным бестселлером. На ней вырастали целые поколения. Книга давала много примеров того, как можно стать самостоятельным, как можно справиться со своими учебными задачами, как можно стать опытным и многоопытным в процессе учения и сделать его управляемым с точки зрения ученика.
Если вы нас поддержите, мы такую историю сделаем в рамках движения «Школа – наше дело». Мы на современном этапе, с привлечением многих специалистов попытаемся пройти тот же путь, только на новом витке: используя интернет, новые технологии, а не журнал «Пионер», как было в том случае. Конечно, такого сайта, который читали бы все дети, нет. На детей нам выходить будет трудно, скорее, это будет для педагогов и родителей. Но посмотрим, что мы могли бы сделать.
Сегодня мы можем открыть школу взаимопомощи для родителей и учителей.
После весенней пандемии мы настолько поняли ценность самостоятельности, что готовы меньше учить физике, меньше учить химии, поступиться предметными результатами, не ждать результатов непосредственно прямо сейчас, но потратить силы и свою собственную учительскую и родительскую волю, чтобы воспитать в детях эту самую самостоятельность.
Мы делаем ставку на самостоятельность и уверены, что в итоге мы получим результаты – образовательные, учебные – гораздо более достойные, не вымученные, без принуждения, а с сохранением достоинства наших детей.
Мы заявляем такую школу. Пожалуйста, расскажите про эту школу другим. Нам очень будет нужна обратная связь – что получается, а что не получается. И самые достойные, сильные педагоги будут приходить в эту студию реально или виртуально, чтобы быть педагогами в этой школе. Будем учить любить физику, любить химию, любить литературу, любить математику. Вырастать в собственных глазах. Верить в себя. Быть сильным и самостоятельным.
Вопросы и комментарии,
которые зрители написали в чат во время трансляции планерки
Самостоятельность
| Учебная несамостоятельность – это большая проблема для ребёнка, родителей и учителей. Тема живая. Михаил Маркович прав, не у всех детей есть желание учиться и не развит навык самостоятельного обучения. Навык самостоятельной работы вырабатывается в среднем звене, ближе к 8 классу. А может, в началке просто базовые умения формировать. Задачи они смогут ставить, а нужно, чтобы они могли их еще и самостоятельно реализовать. Большинство детей не умеют самостоятельно учиться и «удаленка» расслабляет. А как же возраст? Старшие классы – бесспорно, это плюс, им по сути в том же формате учиться в вузах. А малыши? Готовы ли они к такой самостоятельности? Тогда самостоятельность должна быть основным в начальном звене. Первопричина неуспеваемости зачастую кроется в нарушении работы сосудов головного мозга. Не просто так стали появляться в роддомах врачи-остеопаты, которые ее корректируют. Короче, истоки несамостоятельности – в ошибках формирования личности от самого рождения человека. У нас было обучение через скайп, то есть урок для одного ученика, 45 минут для ученика, а не для 30 человек. Здесь и самостоятельная работа, и рассказ учителя и обратная связь с учеником. Коллеги, я работаю Монтессори-педагогом в начальной школе в США. Все вопросы и желания, которые вы сегодня обсуждаете решились более 100 лет назад Марией Монтессори. В качественной Монтессори-школе и самостоятельность и все остальное с рождения. Здравствуйте. Вопрос такой: если самостоятельность – это цель, то каков вектор направленности этой самостоятельности? Ведь можно самостоятельно в школе сделать пакость, или самостоятельно прочитать, к примеру, томик Чехова. А почему задачи самостоятельности предъявляются к школе. Дошкольное образование разве не готовит сейчас детей к школе. Не проходили. Кому нужен этот контроль. Какие результаты они хотят видеть. О какой самостоятельности можно говорить? Не обучение, а сплошная гонка за результатами и отчетность. Спасибо. Очень хочется надеяться, что получится научить детей самостоятельности. Мои многие отлично работали без родителей. Выйдет ли он на контакт, когда он один? Степень свободы и индивидуализация обучения невозможны в классах с наполняемостью 25—35 человек. Это абсурд! А уж в школах-монстрах никакая свобода невозможна вообще. По определению. Про ситуацию с самостоятельными педагогами в школе. Они как «красная тряпка» для администрации. Коллеги считают выскочками, которым «больше всех надо». Дети воспитываются примером! Если учитель не имеет возможности проявить самостоятельность... Что можно спрашивать с детей? Татьяна Паршина Учителю быть самостоятельным – себе дороже, при этом при самодурстве директора никто не вмешается. Самостоятельности не дают сейчас и учителям. Когда дети учились по единым программам и учебникам, можно было вести такой мониторинг как сейчас: ВПР, РПР. А сейчас учебники часто меняют, вопросы в ВПР составлены такие, которые дети еще не проходили. |
Дистант | Очень актуальная проблема затронута на семинаре. Может ли быть «нормальность» при таком обучении?! Вчера провели анкетирование обеспеченности детей компьютерами. Родители выражают протест против дистанционного обучения. Это неправильно! Вообще. Контакт воспитателя и родителей должен быть. Учитель должен учить. А если ребенок сидит на дистанте и родители работают, – это бардак. У меня на дистанте дети без родителей работали лучше, чем с родителями. И это 1-й класс. Правда, на начальном этапе все родители помогали подключаться. Но это было недолго. Эффективность работы один на один велика, работала на дистанционном обучении среди детей-инвалидов через скайп, эффективное обучение, только нужен хороший интернет. По факту выступаешь репетитором. Для меня дистанционка показала, что это ближе к индивидуальному обучению. После дистанционки школа прибавила в весе минимум 500 кг. Лучше очки ничего нет. Для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями дистанционное обучение невозможно. Я сейчас говорю прежде всего о детях из классов сложной структуры нарушений. Работая с детьми с глубокой умственной отсталостью, мы понимаем, что дистанционное образование просто невозможно. На дистанте почти весь день дети возле монитора, потом мы спрашиваем, откуда у детей зависимость от интернета. Спасибо большое! У меня 2 класс, работаем через ZOOM дистанционно уже вторую неделю. Очень интересная и полезная информация. Может и не в тему, но у нас дети с особенностями развития, некоторые даже не говорят – какая для них удаленка?! С ними только глаза в глаза работаем! Это все видимость работы! Конкретно в моем случае. У меня работали дети в присутствии родителей, при этом шла запись. Но бывала ситуация, когда ребенку нужно было рассказать свой доклад, и ребенок начинал хитрить, что интернет слабый и видеокамеру отключал, но это было в начале. Как быть с первоклашками? Они еще даже букв не знают? Я работала и в скайпе, и в зуме индивидуально, за ребёнка работает в основном родитель. Смогут ли дети честно оценить свои действия? Надо тогда родителям доплачивать. Не все родители могут помогать детям, не у всех есть компьютер. Как учиться детям с особыми возможностями? И еще вопрос по поводу санпинов. Не всем детям и учителям можно столько времени быть перед монитором. Например, банально проблемы со зрением. Как быть в такой ситуации? Зрение детей жаль. И осанку детей тоже жаль. Мы много говорим, как всё замечательно! А у меня в классе у некоторых самые простенькие телефоны. О каком компьютере может идти речь?.. Очень трудная эта деятельность и для учителей, и для родителей, и для детей. Не готовы мы еще и потому, что не каждый учитель имеет дома необходимую технику ... Вы правы. Свой компьютер сгорел. Взяла школьный, потом очень переживала, так как давала материальную расписку. Кто-то работал над ошибками, а кто-то соглашался по умолчанию. |
Уметь и хотеть учиться | А зачем хотеть учиться, если из всех утюгов вещают, что любые знания можно получить из интернет-ресурсов и ученики знают больше, чем учитель? Ну что делать, если большинство детей приходят в школу без желания учиться, к сожалению. Очень трудно через это перешагнуть. Как правильно, что отметили нежелание ребят учиться... не для себя учатся, а потому что заставляют... Какое желание учиться? 17 предметов в школе, по одному-два часа в неделю, а задают как на века!!! ЗАЧЕМ? Не знаю какой может быть эффективная отдача. Вот у меня дети не разговаривают, нет обратной связи, какой же тут эффект. Что бы дети хотели учиться, надо менять многое в самой программе. Например, по программе литературы уже очень много произведений, которые дети не понимают и не хотят читать и изучать. А курс «Окружающий мир», который приучает ребенка мыслить бессистемно? Чтобы было желание учиться, нужно, чтобы у всех были обеспечивающие возможности. Думаю, что современные дети острее чувствуют современное время, а вот думать большинство разучились. Вот этому и хочется учить детей: любить школьные предметы, а главное, научить их верить в себя и видеть свой собственный рост, испытывать чувство гордости за своё самосовершенствование. Да, дети должны уметь учиться. |
«Учение с увлечением» | Это движение я помню – учение с увлечением. Мне в работе помогла книга «Учение с увлечением». Это не просто интересно! Это очень необходимо в нынешних условиях! Мы ЗА, конечно! Да, интересно! Сама советую родителям эту книгу, но пользуются единицы. Да, спасибо, что вспомнили, было такое. В 70-е эта книга была моим методическим пособием для родителей и учеников. Здравствуйте! Книгу можно посмотреть. Может в ней что-то есть. Где же взять эту чудесную книгу? Книга очень интересная. Школа – наше дело. Зарегистрирована. Как скачать книгу? В школьных библиотеках обязательно есть эта книга. У нас нет в библиотеке. Спасибо за память... Супер! Человек не любит математику, математика не любит человека Благодарю! У меня с детства есть книга «Ученье с увлечением»! Но я не учитель, а заместитель главного редактора журналов «Не будь зависим» и «НаркоНет», про профилактику негативных проявлений среди учащихся. И даю там некоторые вебинары, которые у вас проходят. |
Обучение учителей/Новая педагогика | Добрый вечер! Да, педагогика сейчас на пороге нового, а переход на новое не всегда гладкий и ровный. Почему нет платных мастер-классов для учителей на тему «Как замотивировать учеников на обучение»? Совершенно согласна, что просто необходимы методрекомендации, как научить ребенка самостоятельности. К сожалению, практически нет методических разработок для дистанционной работы с учащимися коррекционных классов (умственная отсталость). |
Планерка | Так все близко нам. Мы с детьми были в Павлышской школе- музее В. Сухомлинского. Не забывается до сих пор!!! Интересно! Но несколько утопично, по-моему... Спасибо за четкую позицию и желание что-то улучшить в системе образования нашей страны. Спасибо за ощущение, что ты не одинок и в проблемах и желании их разрешить! Очень интересные вопросы затронуты. |
Разное | У меня 11 классов и в них 200 учащихся. Терпения тем, у кого 11 классов! Согласится ли администрация школы, чтобы я взяла одного ученика из класса и занималась с ним час вместо всего класса? Хорошая идея. Жаль, администрация будет против. Лобок тратил время на то, чтобы ребёнок захотел, например, писать. Сначала много устного детского сочинительства, а потом вопрос: А как сохранить ваше устное творчество? А-а, надо научиться писать! Ну, а сейчас ликвидация функциональной безграмотности. А в школе почему им нельзя дежурить? Мыть полы? Будучи студенткой посчастливилось побывать на экскурсии в токай школе. Но она была закрытая (частная). Коллеги, ну зачем же так про американских детей? У меня был опыт работы с детьми-американцами из посольства США. Прекрасные, целеустремлённые, работоспособные ребята. Приятно учить и общаться. Потом все-таки надо приучать к правилам социума, общества. После окончания школы дочка с удовольствием просматривает свой дневник. |
Обсуждение
wwww wwww 22 августа 2024 05:14
https://www.dropbox.com/scl/fi/6jhc3s0hfjqqnbm886rse/vvvv.jpg?rlkey=vhiujazr0axtehlq1mjpbkzu8&st=s2pu0kr1&dl=0