Что обнажила удаленка

23 ноября 2020 // Юрий Никольский

Каким будет образование через пару лет? Зависит не от коронавируса, а от решений людей. На решения будут влиять предложения и ход их обсуждения в ближайшие месяцы.

Перевод на удаленку стал неожиданностью для учителей, родителей, учеников. Переход в режим онлайн-обучения вызвал сильнейшую негативную реакцию. А почему в европейских странах протесты не по поводу удаленки, а из-за проблем для малого бизнеса? Ведь мероприятия для противодействия коронавирусу были примерно одинаковы. Понятно, что связано с различиями наших стран в структуре занятости населения и с подходами к образованию. 

В малом бизнесе России работает каждый четвертый, а в большинстве европейских стран больше половины от всех занятых. Поэтому россиян меньше взволновали потери от бизнеса. Обратная ситуация в образовании. Виртуальная форма обучения в Европе была воспринята как закономерный процесс, так как к ней шли все предыдущие годы. Взять хотя бы предмет основ программирования. Австрия, Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Венгрия, Ирландия, Литва, Мальта, Польша, Португалия, Словакия, Великобритания ввели его в школьную программу в 2014 году. Франция и Испания в 2015 году. Финляндия в 2016 году. Для этого школы были обеспечены качественным интернетом, а ученики компьютерами. У нас в те же сроки ввели предмет информатики, но без компьютеров и интернета.

Методики образования оффлайн и онлайн различны. Виртуальные формы образования нельзя выстроить на непосредственном контроле преподавателя. Важны увлеченность и стремление к цели, что достигается с помощью обучающих игр. Понятно, что игры не для развлечения, а для учебы без контроля и понуждения.

Понятие геймификации (gamification) пришло в педагогику из технологий для подготовки решений в бизнесе. Проблемно-деловые игры сначала развивались как одна из форм организации коммуникаций взрослых людей, которым необходимо взаимодействовать для достижения успеха. В ходе проблемно-деловых игр ищутся решения для взаимодействия с учетом реальных возможностей каждого из участников. Проблемно-деловые игры позволяют принять согласованные решения. 

Я не знаю ни одного случая, когда проблемно-деловая игра использовалась в российской школе для выработки согласованного решения. Подчеркну, что не договоренность, а совместный поиск решений с учетом тех проблем, которые могут возникнуть в дальнейшем. Не компромисс, так как он ассоциируется с обсуждением личных интересов, а в образовании ищут решение в интересах образования и воспитания детей. Не просьбы, так как все наделены равными правами принимать самостоятельные решения в ходе совместной деятельности .

Но разве оперативность реакции на коронавирус позволила бы подготовить продуманные решения? Об успешном решении я слушал по телевидению местного канала одного из районных центров. Предварительная работа проходила летом в тесном содружестве учителей и родителей. Инициативная группа предложила подготовиться к ситуации на случай, если опять придется перейти к дистанционному обучению. Были найдены согласованные решения. В результате в школе были установлены компьютеры для многодетных детей, а волонтеры-родители приходили в отведенные часы в школу и консультировали желающих. Ещё летом были найдены в интернете и отобраны обучающие игры. Хотя полноценная методика не была разработана, но проблем в октябре было гораздо меньше чем в мае.

Растет число родителей, которые используют обучающие игры, находя их в интернете. Но все равно геймификация не удостоилась поддержки со стороны тех, кто отвечает за развитие образовательных процессов по всей стране. Это отличает Россию от ряда других стран, к примеру, от Бразилии и от Китая, где пандемия побудила к выделению дополнительно миллиардов долларов из бюджетов для включения игровых технологий в образовательный процесс. Энтузиасты геймификации уверены, что профессионально подобранная обучающая игра лучше мотивирует к обучению, а ещё за счет вовлечения в принятие решений в ходе игры формируются дополнительные навыки (компетентности).

Не вызывает сомнения, что необходимо поддержать предложения профсоюза «Учитель» (https://pedagog-prof.org/), которые прозвучали на Российской планерке учителей и родителей №18 «Как родители могут стать помощниками школе в выполнении закона об образовании» (https://nashedelo.ru/e/roditeli-v-shkole-samoupravstvo-ili-samoupravleniye). Выполнение предложений снизит негативные последствия от вынужденной удаленки. А ещё необходимо поднять вопросы о переходе от образования знаний к образованию компетентностей. Этот переход анализируется в докладах «Образование для сложного общества» и «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности» (доступны в интернете). Для подготовки одного из докладов собиралась Международная авторская группа в 20 человек из университетов Москвы, Пекина, Торонто, Лондона, Хельсинки, Сеула, Бостона, Варшавы, а для формирования другого доклада участвовало более 500 лидеров образования из свыше чем 50 стран. 

Переход от образования XX века к образованию XXI века надо начать с обеспечения школ качественным интернетом, а учеников компьютерами. Иначе не подготовить кадры, которые будут востребованы экономикой XXI века.

Переход от образования знаний к образованию компетентностей создаст такое морально-психологическое состояние общественного сознания, когда принятие решений без обсуждений будет рассматриваться как отсутствие кадров в системе управления, обладающих необходимыми компетентностями. Решение для согласования форм взаимодействия должно пройти процедуру обсуждения равных сторон, а не быть торгом посредством компромиссов, как не может быть и откликом на просьбы, напоминающих времена челобитных грамот.

Будущее наших детей зависит от включения  в процесс образования достижения XXI века. 

https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/6194-ne-pustyy…

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Другие публикации автора

Поделиться: