Организация обучения должна соответствовать организации труда

09 июля 2021 // Юрий Никольский

Опустевшая школа в Детройте

В статье предпринята попытка показать, каким может быть путь повышения качества образования в школе, если исходить из анализа качественных изменений в производительной сфере.

От экономики дисциплины к экономике инициативы

Существующая организация обучения сформировалась в начале прошлого века. Она хорошо справлялась с задачей подготовки молодежи к работам, когда от работника требуется понять задание и выполнить его к указанному сроку. Административно-плановая экономика подобна конвейерному производству, когда любая инициатива работника может привести к сбою отлаженной работы конвейера. Не случайно появилось выражение, что инициатива наказуема.

Организационные основы образования были также подобны конвейерному производству с прописанными этапами последовательности обучения и с запретами на отклонения от утвержденной программы. Это не порождало возражений и воспринималось единственной возможной формой организации обучения, так как было привычно тем людям, которые ежедневно зарабатывали на жизнь в системе конвейерных технологий.

С появлением интернета организация производственной деятельности постепенно менялась. Конвейерная форма заменялась на организацию работы, которая подобна сборке из деталей конструктора. Одни предприятия производили детали для «конструктора», а другие собирали из них готовые изделия на продажу. Все они теперь самостоятельно принимали решения по внесению изменений в технологию своего производства.

Работник, который в системе  конвейера был наемным работником,  в системе «конструктора» стал независимым предпринимателем. У него появилась возможность продавать свою продукцию, а не передавать её следующему работнику конвейера. При этом он должен был учитывать те стандарты, которым должна соответствовать его продукция, чтобы она была совместима с продуктами других поставщиков деталей для «конструктора». Все участники, организованные в одно сборочное производство, были зависимы друг от друга, поэтому должны были налаживать контакты с учетом интересов каждого. Теперь для успеха в работе стали требоваться качества, связанные с налаживанием контактов, которые всё чаще происходили в виртуальном пространстве.

Огромное число новых предпринимателей было включено в конкурентную среду, в которой выживает тот, кто инициативнее, кто способен отслеживать самые передовые технологии, превращая их в инновации для успеха собственного бизнеса.

Логистика* с искусственным интеллектом создала условия, когда транспортировка продукции стала настолько дешевле, чтобы нахождение всех работников в одном месте перестало быть обязательным.

Таким образом, решения стали приниматься при совместном согласии всех, а согласование происходило в виртуальном пространстве с привлечением искусственного интеллекта. Был сформирован четкий порядок взаимодействия вместо выполнения заданий, поступающих от руководства корпорации.

Фактически сформировалась новая форма социализации**. В то же время организационные основы учебных процессов остались прежними, поэтому сформировавшаяся в экономике новая форма социализации не была известна не только выпускникам школ, но и всем участникам образовательного процесса государственных школ. Руководители образования делали всё возможное для консервации существующей системы, не пытаясь даже в качестве экспериментов осуществить ту организацию взаимодействия, которая уже сложилась в производстве.

В итоге сложилась следующая ситуация: во время обучения ученики находились в одних социальных отношениях, а после получения аттестата зрелости попадали в атмосферу, к которой они не были подготовлены***. Возникшее противоречие стало причиной критики школьного образования. Те, кто продолжал работать в системе конвейерного производства, требовали возвращения к старым формам образования, а другие, чья деятельность проходила в новых формах отношений, хотели скорейшего перехода к методикам обучения с использованием виртуальных возможностей.

От стандартных учебных программ к выбору индивидуальных форм обучения

В современном мире происходит интенсивный рост новых специальностей, а старые исчезают, а точнее, трансформируются в новые профессии. Всё больше людей работают не по той специальности, которую они получили в ходе учебы, а среди людей с высшим образованием их доля перевалила за половину от всех работников. При этом число наемных работников уменьшается, а растет число фрилансеров, индивидуальных предпринимателей. Статистика по спросу на новые профессии позволяет ещё раз усомниться в том, что традиционные формы обучения способны обеспечить подготовку кадров для новых форм организации любой деятельности, включая производственную.

Изменения в организации обучения происходят, но не в школе, а в системе платного образования. К платному обучению обращаются не только родители при организации домашнего образования своих детей, но и те инициативные работники, которые решили приобрести новую специальность, новые навыки, дополнительные знания.

Люди обращаются к интернету с желанием получить те знания и умения, которые не способно дать традиционное образование. Из огромного множества обучающих модулей они фактически самостоятельно формируют программу обучения, переходя от модуля к модулю с учетом своих индивидуальных запросов. Уже появились предложения, когда обучающемуся предлагаются варианты со сравнением ожидаемых итогов обучения, помогая обучающемуся лучше оценить свои возможности и дальнейшие перспективы в трудовой деятельности. Рассматриваются разные обучающие модули, из которых потом складывается программа для обучения. Это напоминает тот же принцип при организации производства, когда потребитель самостоятельно выбирает детали из «конструктора», а продавец помогает ему в выборе, чтобы произвести продукт, который сформировал потребитель в виртуальном пространстве из виртуальных деталей виртуального «конструктора».

Процесс обучения с использованием виртуального пространства позволяет формировать учебные группы и коллективы преподавателей из разных регионов. Это снимает ограничения на организацию тех форм обучения, когда ученики привязаны к месту их жительства, а переезды учеников и учителей не мешают сохранить состав обучающихся и преподавателей. Основной аргумент, который приводился сторонниками сохранения единых организационных форм с едиными учебниками, заключался в том, что стандарт позволяет без проблем для обучения переезжать с одного места жительства на другое, из одного региона в другой, из деревни в город. Теперь, при использовании виртуальных возможностей, этот аргумент лишен смысла.

Людьми нормально воспринимается существование школ разного типа, включая школы с углубленным изучением отдельных предметов и для особо одаренных детей. При организации постоянных виртуальных групп сами родители могут получить возможность формировать углубление освоение отдельных знаний и навыков по согласованию в коллективе родителей и учителей, так как такие коллективы будут формироваться на добровольной основе. Это реально, если преподаватели перейдут из наемных работников образования в статус фрилансеров. Учителя будут самостоятельно заниматься отбором учебных модулей, согласовывая их с родителями учеников.

Наличие виртуальных форм обучения не заменят полностью прямых контактов с учителем и между учениками. Школа в её прежнем состоянии сохранится, но её задачей будет дать тот минимальный стандарт знаний, которым обязан овладеть каждый. Подчеркну, что за традиционными формами обучения остаётся государственный минимум, а по объему остальных знаний решения будут принимать сами родители учеников. Преподаватели будут формировать группы, предлагая ту или иную форму занятий, а родители получат возможность выбора с учетом индивидуальных особенностей своих детей.

Реально уже возникли две формы обучения: государственная и частная. Последовательный и поэтапный переход к новым формам обучения позволит постепенно снижать уровень обязательного стандарта, занимая освободившееся время для учебы по тем планам обучения, которые максимально учитывают индивидуальные особенности детей.

Государственный уровень стандартного минимума должен финансироваться из бюджетов, а индивидуальный объем знаний из семейного с компенсацией из налоговой базы родителей обучающихся. В этом нет проблем, если изучить мировой опыт и взять из него то, что приемлемо для российских условий.

Предложенная форма организации обучения не противоречит Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». В статье 44 Закона, где говорится о правах, обязанностях, ответственности родителей, сказано, что родители имеют право самостоятельно выбирать формы получения образования и формы обучения. Пусть те родители, которые хотят обучать своих детей по учебникам полувековой давности, получат эту возможность, как и те родители, которые хотят использовать виртуальные формы обучения. Это снизит тот накал напряженности в общественном пространстве, так как нельзя единым стандартом удовлетворить противоречивые желания всех родителей.

Заметим, что такой способ организации учебы порождает желание взаимодействовать, в то время как традиционная организация обучения способствует росту напряженности в общественном сознании.  

__________

* Логистика обеспечивает работу бизнеса. Формирование инфраструктуры без логистики приводит к результатам, о которых сказал Виктор Черномырдин: «Хотели как лучше, а получили как всегда».

** Новая организация производства породила качественные изменения в жизни людей. Перед статьей дана фотография опустевшей школы Детройта, который был центром автопрома США. Люди переехали из города, переместившись в пригороды. Отдельный дом позволяет установить необходимую технику, оставаясь в сфере производства за счет развитой логистики. Отъезд из Детройта начался сразу с развитием новейших форм организации производства, а численность его населения к настоящему времени сократилась в 2,5 раза. Такую причину, организацию труда, видят  американские аналитики. Российские аналитики называют причинами то финансовый кризис, то кризис автопрома, то проигрыш в конкуренции японским компаниям, то перевод производства из США в Китай, то желание жить в хорошей экологии, но не пишут об организации производства. Почему такая разница при поиске причин? Вопрос риторический, так как с помощью этого примера я лишь хотел пояснить, что превалирующая форма организации труда в стране влияет на мнения людей, даже аналитиков.

*** Отношение к жизни зависит от форм организации труда. В одной из бывших стран соцлагеря проводили социологические исследования для выяснения, какой смысл вкладывают люди в разные понятия. Я обратил внимание на понятие «демократия». Люди, которые на работе выполняли задания руководителей, считали основой демократии предоставление  возможности выбора из списка (при равных правах). Они как бы выбирали себе хорошего начальника. Люди свободного труда, фрилансеры, считали демократией наличие условий, когда идет согласование позиций разных людей для поиска приемлемого для всех решения. Они считали, что на выборах надо голосовать не за хорошего начальника, а за организатора приемлемых решений.

https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/48326-s…

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Другие публикации автора

Поделиться: