ЕГЭ, как ограничитель

20 мая 2020 // Юрий Никольский

ЕГЭ, как форма консервации устаревших форм проверки знаний и навыков, и препятствующее развитию современных форм образования с использованием искусственного интеллекта.

От формы проверки зависит жизнь того, кого проверяют. Экзамены ограничивают возможность получения образования, хотя и говорят, что они допускают к получению образования. Отказ в обучении совсем не означает, что курс не будет освоен тем, кто не добрал до проходного балла. И не означает, что надо выбрать другую сферу деятельности, так как он в ней будет более успешен.

Экзамены могут помочь спланировать дальнейшую учебу? ЕГЭ решает другие задачи - отсечение части молодежи для поступления в вузы. А из тех, кто сможет продолжить высшее образование, выделит тех, кому предоставлено право на получение бюджетных средств.

Основные конфликты, связанные с ЕГЭ, преобладают в той сфере, где сдававший экзамен по каким-то причинам добивается бюджетного финансирования или хотя бы права поступления в вуз с оплатой без господдержки.

Протест по выставленному баллу удовлетворен, а тогда кто-то другой в этот же вуз не будет зачислен, хотя мог бы в нем учиться. Число мест для продолжения образования и число бюджетных мест в конкретном вузе зафиксировано = успешное решение проблемы для одного ведет к потери места для другого. Это не означает, что не надо добиваться своих прав для зачисления в вуз, а лишь демонстрирует, что надо менять сам подход к организации отбора молодежи для получения высшего образования.

Можно не отменять ЕГЭ, если реформировать систему отбора для получения высшего образования. Тогда сам характер ЕГЭ изменится.

Обращаю внимание на то, что задача ЕГЭ не улучшить образование, а обеспечить функционирование системы, когда ни вузовское руководство, ни государство не мотивированы к увеличению числа мест в вузах. Система безразлична к тем молодым людям, которые хотят и могли бы получить высшее образование по выбранной ими специальности. Фактически это является рудиментом плановой экономики, когда государство планировало всё, включая подготовку числа специалистов по отдельным направлениям.

ЕГЭ ориентировано не на человека, а на реализацию решений, ограничивающих права на получение высшего образования.

Существующая форма отбора молодежи для получения образования закрепляет социальное неравенство. Лучших успехов по ЕГЭ добиваются те, чьи родители способны нанять репетиторов. Иначе бы репетиторство, нацеленное на сдачу ЕГЭ, не имело бы такого развития. Кроме подготовки к самому экзамену репетитор может помочь родителям, когда результат по экзамену можно опротестовать. Ведь школьный учитель редко возьмет на себя такую функцию, и редкий родитель способен понять, что оценка занижена.

Задача отсечения от высшего образования нацеливает создателей ЕГЭ к формированию такого экзамена, когда его способен сдать на приличный балл даже не каждый преподаватель по своему предмету. Даже репетитору, который специализируется на подготовке к ЕГЭ, иногда приходится находить в интернете ответы на некоторые задания. Есть задания, выстроенные на тех знаниях, которые в дальнейшем не потребуются тому, кто сдавал экзамен. ЕГЭ формирует освоение знаний, которые не нужны ни для успешной учебы в дальнейшем, ни для кругозора, а поэтому очень скоро забудутся. Тем самым ЕГЭ отвлекает от получения тех реальных знаний, которые нужны для успеха в жизни.

Социальное неравенство усиливается из-за разных возможностей получения дополнительных знаний и навыков с использованием интернета (см. мою статью «Социальное неравенство и интернет. Качество обучения зависит от качества интернета.»). К материальному неравенству добавилось региональное неравенство. При создании ЕГЭ писали, что будет решена задача социального равенства. Здесь его организаторы потерпели фиаско.

Причины социального неравенства происходят не так из-за самого ЕГЭ, как из-за той формы зачисления в вузы, которая принята в настоящее время.

Современный подход к формам проверки знаний и навыков закладывался в эпоху, когда основная масса населения перетекала из сёл в города. Промышленность требовала специалистов двух типов: одни разрабатывали новые станки, а другие на них работали. Рабочий должен быть хорошим исполнителем, а творческая инициатива отводилась создателям новых станков. Исполнителю было достаточно иметь среднее образование, а творцу необходимо было высшее.

В эпоху, когда тысячи рабочих замещаются роботами, идет изменение потребности в кадрах. Потребность в творцах будет все выше. Или, как обычно формулируют, происходит переход к интеллектуальному труду от труда, требующего лишь усвоенных навыков. Даже в интеллектуальном труде происходят существенные изменения. До появления электронно-вычислительной техники инженер должен был производить все расчеты самостоятельно, а теперь он обращается к помощи искусственного интеллекта. Иными словами, он должен разбираться в программных возможностях, что не требует конкретных знаний по тому, какие методы и алгоритмы в эти программы заложены. Да и методов для решения конкретных задач создано в таком объеме, который не в силах освоить никакой индивидуум. Опять разбивая специалистов на два типа получим, что теперь одни создают искусственный интеллект, а другие должны уметь его использовать. Но теперь и одному и другому требуется высшее образование. И этим эпоха информационных технологий отличается от промышленной эпохи.

Тот, кто способен решать более сложные задачи за счет навыков использования искусственного интеллекта, получает преимущество при найме, но не при устаревших оценках его знаний и навыков. Даже в вузах я встречал, когда уже с первого курса разделяют студентов так, что в сильную группу отбирают с хорошими навыками работы в интернете. Но проверка знаний и навыков не нацелена на это.

На ЕГЭ проводятся строгие меры для предотвращение использования навыков, которые необходимы для будущих специальностей, по использованию искусственного интеллекта, по вхождению в интернет для решения экзаменационных заданий. Тем самым ЕГЭ не позволяет проявить свои знания и навыки тем, кто способен работать в мире современных цифровых технологий. А тогда учитель не заинтересован освоить формы искусственного интеллекта для включения в образовательный процесс, а тем более передать эти навыки ученикам.

Форма экзамена с запретом на использование навыков, которые необходимы для современных профессий, блокирует развитие современных форм образования.

Настало время, когда необходимо дать преимущества тем, кто обладает навыками работы в интернете. Есть разные варианты к подходу преобразования проверки знаний, в частности, электронное портфолио и сдача экзаменов с использованием интернета. Надо ещё набирать варианты, сравнивать и обсуждать. 

Общественное мнение должно повлиять на принятие решений в том, что касается учителей, учеников, родителей. Иначе к образованию будут допущены те, кто лучше знает пару процентов от всех возможных методов решений, а те, кто умеет решать задач в несколько раз больше за счет привлечения искусственного интеллекта, будут подметать улицы.

https://mel.fm/blog/mariya-kucherova/62714-krizi…

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Обсуждение

Другие публикации автора

Поделиться: