Социализация через основы предпринимательства

05 июля 2020 // Юрий Никольский

Дополнительное образование играет всё более значимую роль в образовательном процессе. В нём апробируются педагогические инновации. Обмен информацией по авторским учебным курсам налажен слабо. Одна такая авторская разработка приведена в этой статье.

Как возникла идея самого курса по основам предпринимательства.

Социализация подростка волнует всех, как преподавателей, так и родителей. Я впервые серьезно обсуждал эту проблему в начале 90-х с Еленой Авдеевой, директором одной из московских школ, находившейся под эгидой академии Педнаук. Её беспокоило, что ранее воспитание подростков происходило в системе Ленинского комсомола, а организация перестала существовать вместе с роспуском КПСС. В первые дни мы с ней не могли сформулировать, какой тип организации необходим для заменены комсомола. Пришли к выводу, что нужна совсем другая форма работы с молодежью. Нужно было найти подход, когда у школьников возникает желание для совместных контактов. Дома пионеров и кружки в школах натолкнули на идею, что нужен какой-либо предмет, который может стать основой для социализации подростков. Нужно определиться с направлением дополнительных занятий, которые увлекут подростков.

В 90-ые годы предпринимательство только зарождалось. Было очевидно, что будет идти спрос на людей этой профессии. Не было сомнений, что подростки захотят овладеть его основами. Но нужно было ещё, чтобы они увлеклись самим процессом обучения. Найти человека с педагогическим образованием было бы утопией. Тогда я взялся самостоятельно разработать авторский курс по основам бизнеса. У меня для этого был некоторый опыт. К этому времени я уже прошел обучение, проводимого консалтинговой компанией McKinsey. Был знаком с принципами работы бизнес-школ в США. На этой базе проводил занятия по основам предпринимательства в одном из техникумов и вёл занятия в районных центрах с руководящим составом (в ходе консалтинговых работ). Ещё мне для составления курса основ предпринимательства помогло участие в социологических исследованиях, которые совместно проводили социологи Франции с преподавателями социологического факультета МГУ. Вот почему решил, что смогу заинтересовать подростков и дать им те навыки, которые наметили вместе с Еленой Авдеевой. 

Как курс по основам предпринимательства формирует социализацию.

Решения в бизнесе нацелены на поиск путей взаимодействия для удовлетворения потребностей других людей. Предприниматель должен постоянно анализировать, как принимаемые решения отразятся на результатах в дальнейшем.

Предпринимательство интересно подросткам, поэтому в ходе занятий с ними можно отработать важнейшие для жизни навыки. Сложилось много ложных представлений о бизнесе. В частности, у многих подростков есть устойчивое убеждение, что конкуренция обязательно порождает противоборство между людьми, где побеждает сильнейший, а партнерство в бизнесе представлялось лишь в качестве временной меры для борьбы с конкурентами. Обучение основам предпринимательства ликвидирует эти и другие ошибочные представления не только о предпринимательстве, а о жизни в её многообразии.

Курс обучения основам предпринимательства начинается с понимания того, что в бизнесе необходимо создать то, что нужно другим. На словах это просто, а на деле часто происходит подмена целей, поэтому необходима проблемно-деловая игра. И лишь после неё можно перейти к знакомству с формами взаимодействия в среде обитания бизнеса. Без навыков взаимодействия бизнес не бывает успешным. Занятия по основам предпринимательства содержат 4 этапа. Без освоения предыдущего этапа бесполезно переходить к следующему. 

1. Теоретические основы. На первых занятиях подростки самостоятельно учатся работать с информацией, чтобы не только найти необходимую информацию, а и сделать правильные выводы на её основе. 

2. Проблемно-деловая игра. В ходе её подростки осваивают навыки принятия решений. Решения основываются на понимании того, как организовать свою работу, чтобы удовлетворять нужды других людей.

3. Индивидуальные проекты по разработке личных сайтов. В ходе обсуждения происходит приобретение навыков для партнерского взаимодействия.

3а. На этом этапе формируются общие интересы, что позволяет начать планирование совместных мероприятий, не имеющих прямого отношение к основам предпринимательства. Тем самым основы предпринимательства могут стать стартовой площадкой для социализации через культурные и иные мероприятия.

4. Структура взаимодействия, как основа достижения эффекта синергѝи в бизнесе.

Все задания на дом даются на базе информации, получаемой из интернета. Аудиторные занятия — только для обсуждения. Каждому хочется высказать своё мнение, поэтому случаев игнорирования заданий не наблюдал.

Дополнительные замечания 

Родители могут участвовать в подготовке к занятиям. Это не только не возбраняется, а даже приветствуется. Я даже рекомендую на третьем этапе обучения по возможности отразить в сайтах деятельность кого-нибудь из членов семьи. 

Не имеет значения, что уровень подготовки к занятиям не одинаков, так как отсутствуют какие-либо оценочные критерии. Более того, при обсуждении запрещено высказывать даже оценочные суждения. Вся работа нацелена только на поиск положительных результатов. 

В моей системе есть праздник, который назван Днем софиязойской эры. Софиязойская эра — это эра эволюции, формируемая разумом человека. Праздник позволяет утвердиться в системе, когда наша жизнь зависит от нас, а не от посторонних сил. В этот день, как в любой праздник, все поздравляют друг друга. Каждый год вместе с поздравлениями в честь Дня софиязойской эры я узнаю про успехи тех, с кем проводил занятия. Это породило во мне уверенность, что занятия по основам предпринимательства реально способствовали социализации.

В систему основ предпринимательства включены не только подростки, а и их родители. Учителя могут включиться в процесс, помогая советами тем, кто делал сайты, связанные каким-либо образом с их предметами. В многолюдном коллективе люди придерживаются разных идеологических взглядов. Важно не оказаться в ситуации, когда мнение ведущего занятия вызывает отрицательную реакцию у кого-то из этого большого коллектива. Я ухожу от обсуждения политики. Процессы, сопровождающие предпринимательство, зависят лишь от того, что есть в стране и в мире на сегодняшний день. От родителей и от подростков подчас приходилось слышать что-то типа того: «А вот наше правительство...». Я пресекаю развитие темы: «Вы можете повлиять на правительство? Я не могу. Будем обсуждать реальную жизнь, в которой функционирует бизнес сейчас». Такую форму отказа от обсуждения не я придумал, а усвоил в ходе занятий, которые проводила компания McKinsey. Консалтинг налаживает взаимодействие между людьми самых разных взглядов, поэтому в нем это принято, а уход от политических баталий я перенес из консалтинга в обучение. 

Кто может воспользоваться предложенным подходом социализации

Предложенный мной курс не проходил педагогической экспертизы. Лишь при ведении занятий в школе Тубельского мне было доверено провести показательное занятие в ходе работы международной конференции. Оно проходило полный учебный день и получило положительную оценку со стороны присутствующих. Я исхожу из понимания того, что в образовательный процесс входит не только государственная школа, а всё шире дополнительное образование. Дополнительное образование часто базируется на авторских новациях. Авторы часто обмениваются опытом. К сожалению, пока я не видел общественных организаций, которые распространяют обмен опытом для дополнительного образовании, поэтому решил опубликовать здесь.

Я описал на сайтах и разместил в интернете свои занятия. Они не расписаны детально, так как сами занятия проходят в активной форме. Обсуждение может принять неожиданный характер, поэтому приходится корректировать даже тщательную подготовку в ходе самих занятий. Я описал лишь подход в той форме, которая позволит желающим создать свой собственный авторский курс по основам предпринимательства. Если кто-то захочет что-то из моих наработок использовать, то я готов дать консультации, естественно, бесплатно. 

Вместо заключения

Было бы интересно послушать в один из четвергов представителей тех, кто занимается дополнительным образованием. А потом и тех, кто разрабатывает программы онлайн-обучения. Взаимодействие всех форм образования очень слабо отражено в средствах массовой информации. Их взаимодействие позволит повысить качество образования в целом. Особенно это касается решения проблемы социализации подростка.



 

https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/79416-osnovy-p…

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Другие публикации автора

Поделиться: