При планировании воспитания в школе надо учитывать, что в процессе одновременно участвуют и школа, и семья. Возникает почва для конфликтов, если не сформирована система для взаимопонимания сторон.
Учитель в школе проводит уроки по отработанным методикам, по утвержденным учебникам и в отведенные часы работы с классом. Может ли возникнуть разное трактование изучаемого материала? Не более, чем это предусмотрено дальнейшими проверками по усвоению материала. Противоречия между учителем и учеником снимаются тем, что программа утверждена вышестоящим органом. Родители и ученики не претендуют на изменения в ней. Возникновение конфликтной ситуации между учителем и родителем сведено к минимуму.
Иная ситуация происходит при дополнительной учебе вне школы. Преподаватель сам выбирает методику и учебные материалы. Посещение занятий является добровольным. Возникающие конфликты разрешаются тем, что, либо учитель идет навстречу обучающимся и их родителям, либо ученики отказываются от занятий. Если в школе предусмотрена специализация или углубленное изучение по отдельным направлениям, то там занятия не обязательны, поэтому ученик всегда может перейти в другой класс или в другую школу.
Возможности возникновения конфликтных ситуаций минимизируются либо за счет ссылок на вышестоящий орган, либо тем, что занятия не являются обязательными.
Процесс воспитания трудно формализовать до состояния конкретных методик, а тем более для проведения проверочных испытаний. Воспитание формирует чувства, воззрения, предчувствие будущего и всё то, что не поддается формализации для оценки реальных взглядов на жизнь и её проблемы. Оценить уровень патриотизма и реальные воззрения можно только в ходе диалогов. Но и то лишь в тех случаях, когда оба доверяют друг другу в той степени, чтобы обмен мнениями был откровенным.
В процессе обучения школьник отвечает на вопросы учителя. В процессе воспитания необходим диалог, когда воспитатель обязан отвечать на вопросы воспитываемого.
Далеко не каждый учитель решится вести диалог. А тем более диалог на темы, по которым нет единства мнений в стране. При различных мнениях между учителем и учеником может возникнуть конфликтная ситуация. Она возникнет, когда в семье придерживаются одних взглядов, а школьный учитель вынужден отстаивать другие. Причем, эти другие взгляды могут быть продиктованы теми, кто контролирует воспитание в школах.
Воспитание было в центре образовательного процесса в СССР. Напомню, что в него включались школьники через систему октябренок-пионер-комсомолец. Почти все вступали в комсомол, для чего надо было пройти комитет комсомола и иметь рекомендации от других комсомольцев или членов партии. В те годы школьнику была доступна лишь та информация, которая была в магазинах и в библиотеках, а интернета не было. Школьник не вступал в диалог, так как в партийных документах и прессе называлась та единая точка зрения, которая верна. Для аргументации было достаточно сослаться на партийный документ или на работу одного из признанных партийных авторитетов.
В те годы патриотизм ассоциировался с верностью служению идеалам марксизма-ленинизма. Патриотизм не оценивался в баллах. Его описывали в характеристике на ученика, которая в значительной степени влияла на его будущую жизнь, так как характеристику требовали при поступлении в вуз и на работу. Но структура воспитания не обеспечила достижение целей, а формы оценки, включая характеристики, искажали реальные результаты по воспитанию нового поколения. В реальности оказалось, что система воспитала людей, которые высказывали не свои взгляды, а те, которые помогали им добиться своих личных целей. Диалоги велись на кухне, а не в школе. Дети участвовали в откровенных диалогах в семье, а в школе произносили то, что от них требовали. В результате влияние семьи на воспитание было гораздо эффективнее огромной воспитательной работы, которая проходила в стенах школы.
Конфликты между преподавателем и родителем ученика возникают, когда подходы к воспитанию не совпадают. Обычно они начинаются с конфликта учителя и ученика. В годы СССР его разрешение происходило через единое понимание указаний партийных органов. Если же рамки противоречий разрастались, то в него включался кто-то от партийного руководства. Тем самым кроме структуры воспитания, которая была в самой школе, была ещё и структура, которая была вне её. Учитель как бы исключался из процесса, породившего конфликт. Он оказывался лишь связующим звеном между партийным органом и родителями ученика. По сути система ограждения учителя от конфликта была схожа, как для процесса обучения, так и для процесса воспитания. При обучении за счет утвержденной государством программы обучения, а при воспитании за счет утвержденной программы партии.
Опыт воспитания в годы СССР не применим в наше время из-за отсутствия структуры, которая минимизирует конфликты между двумя воспитателями: учителем и родителем.
Введение в образовательный процесс обязанности заниматься воспитанием порождает почву для конфликтов, которые лягут на плечи учителя. Он окажется в той самой ситуации, когда обязан выполнять распоряжения, которые потребуют определенных действий. При этом родитель будет считать виноватым не тех, кто дал указания, а самого учителя.
Что же делать?
Нужна структура, которая защитит учителя. Защита в том смысле, что принимаются решения по планированию воспитания такие, которые исключат острую реакцию учеников и родителей на вынужденные действия учителя. Вынужденные в том смысле, что учитель не может игнорировать план и указания, спущенные сверху. А родители могут прибегать и к крайним мерам, если их принципы воспитания нарушены. Крайние меры - это обращение в судебные инстанции и даже через организацию протестов со стороны учеников и их родителей. Конфликт может вызвать напряжение в обществе, когда его участники начнут публиковать о нем в социальных сетях. А тогда уже крайним может стать директор, так как ситуация начнет обрастать, как снежный ком, другими случаями. Конфликты, которые выплеснулись в социальные сети, будоражат население, формируя напряженность в обществе. А это уже должно беспокоить государство. Будет напрашиваться самое простое решение — смена директора школы. Массовое увольнение директоров школ породит желание сменить тех, кто формировал и контролировал процесс воспитания в школах.
Конфликта не будет, если планы и графики воспитательной работы будут согласованы. Согласованы в такой степени, чтобы процессы воспитания воспринимались родителями и учителями, как необходимые и в какой-то степени едиными. В этом заинтересованы не только учителя, а и директора школ, как и те органы, которые от имени государства будут направлять и регулировать процесс воспитания. Нужен орган, который возьмет на себя согласование позиций ещё на стадии подготовки решений по воспитанию. Таким органом мог бы стать профсоюз учителей (см. статью “Кому-то нужны профсоюзы?”).
Подчеркну, что основная задача профсоюза, как защитника учителя, состоит в том, чтобы через согласование позиций исключить конфликты в дальнейшем. Ещё раз подчеркну, что задача не допустить протестов, забастовок, распространения негативной информации в социальных сетях. В этом заинтересованы все стороны, поэтому включение в закон «Об образовании» формулировок по воспитанию подталкивает к формированию профсоюзов учителей под названные цели. Это нужно не только учителям, а всем, кто хочет избежать конфликтов, которые будут создавать почву для роста напряженности в стране.
Даже в том случае, если конфликт между учителем и учеником возник, то к нему можно привлечь профсоюз, как участника при согласовании планов воспитания. Учитель, как и во времена СССР, выводится из конфликта. А это важно, так как иначе может быть нарушен контакт с учениками на занятиях в ходе учебного процесса (не воспитательного).
Профсоюз через согласование решений снижает напряжение в обществе, ликвидирует причины выплеска конфликта в социальные сети, помогает взаимодействию между учителями и родителями в процессе воспитания детей и подростков.
С помощью оценок и через наказания можно воспитать послушание и покорность, но не сформировать убеждения. Воспитание тогда эффективно, когда процесс отлажен так, что ученик самостоятельно приходит к своим убеждениям. Развитый подросток легко формулирует такие мнения, чтобы угодить взрослому хотя бы ради получения хороших оценок. В СССР в ходе воспитания диалог был исключен из образовательного процесса, почему получили не тот результат, на который была нацелена вся система. Как вести диалог? Об этом знает редкий родитель. Этому надо обучать, но не тому диалогу, который рассчитан на публику, а тому, который ведется для формирования у подростка необходимых убеждений. Важно ещё правильно выбрать тему диалога. Создать условия, чтобы вызвать подростка на откровенный разговор.
Взгляды и убеждения тогда устойчивы, когда человек самостоятельно пришел к ним, а не для получения высокой оценки и хорошей характеристики.
Я много лет работал в консалтинге, задачей которого было выведение предприятий из кризиса (http://4plus5.ru/i_am.htm). Работа была построена на подготовке согласованных решений. Решения принимались самостоятельно теми, кому их придется реализовывать. Обращаю внимание, что не боязнь не выполнить указания начальника, а осознанная деятельность, так как это внутреннее состояние исполнителя. Рассматривалось множество вариантов решений. Задача консалтинга состояла в том, чтобы каждый смог оценить последствия после принятия решений. Согласование достигалось через формулировки о возможном будущем. В диалогах запрещалось разбирать ошибки прошлого, а тем более заниматься поиском виновных в доведении предприятия до предкризисного состояния. Подчеркну, что людей не может объединить прошлое, так как оценки индивидуальны. Согласование на базе оценок прошлого - задача утопическая. Только формирование будущего позволяло остановить отток с предприятия лучших кадров вместе с отъездом из города молодежи. Нужные взгляды формируются, когда люди верят в лучшее будущее и видят свое место в нем.
Согласование планов воспитания должно проходить через анализ на их последствия. Учителя работают с учениками и их родителями, а не вышестоящие органы. Следовательно, мнение учителей должно учитываться. Но вышестоящие органы не могут с каждым учителем обговаривать все нюансы. Этим должны заняться профсоюзы, с которыми согласовывается любое решение вышестоящих организаций.
Ни учителя, ни родители не обучены технологиям, чтобы избежать конфликтных ситуаций, а тем более гасить их. И это ещё раз в пользу того, чтобы был организован такой профсоюз, который способен снижать риски по возникновению и разрешению конфликтов. Так в школах появятся кадры, которые на практике освоят технологии ведения диалогов, способствующих укреплению атмосферы доверия. Наличие таких кадров послужит толчком к тому, когда ученики и их родители осознают, что добиваться своих целей лучше не через борьбу, а с помощью поиска приемлемых для всех решений.
Обсуждение
wwww wwww 22 августа 2024 05:18
https://cloud.mail.ru/public/LE13/Hs9mktC8z